Правила форума


Форум ВРЕМЕННО ЗАКРЫТ для новых публикаций


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 70 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Ламповый DAC
СообщениеДобавлено: 01 окт 2013, 16:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 дек 2009, 15:12
Сообщения: 3052
Откуда: г. Тверь
Поделюсь своими наработками , касаемо такой важнейшей части аудиосистемы , каким является цифроаналоговый преобразователь ; сокращено ДАК или DAC .

Необходимость создания ДАКа , который вобрал бы в себя максимальные критерии аналоговости и музыкальности , возможности работать сразу по нескольким независимым входам спдиф , USB , оптике и шине I2S , приемлемую цену ( макс. 200т.р. ) - давно витала в запросах многих аудиофилов и меломанов , которые не только хотят иметь универсальный ДАК , но и звучащий -чтобы реально можно было конкурировать с дорогими виниловыми источниками или даже мастер -лентой .
В этом аспекте , многочисленные тесты и эксперименты , опыты и апгрейды показали целый ряд серьёзнейших аудиозакономерностей , которые не только раскрывают уникальные возможности таких мегадорогих ДАКов , как Аудионот DAC5 и Six , но и позволяют эти закономерности применить на порядке меньшем ценовом уровне , ставя во главу угла прежде всего музыкальное и тембральное разрешение . Последнее -важно , так как позволяет любому ДАКу работать с серьёзными СД-транспортами и прочими современными хранилищами музыкальной цифири.
ИТАК : ЗАКОНОМЕРНОСТИ , позволяющие вытащить звук (имхо) ДАКа .

1. Приниципиальный отказ от применения на выходе ЦАПа ( самой микросхемы преобразователя , типа ВВ63-К , к примеру) т.н. операционных усилителей (ОУ) , которые всегда охвачены глубочайшими ООС и поэтому нещадно форматируют ею весь наш звук после ЦАПа , делая его , проще говоря, однозначным и монотонным .
Отказ и от применения ОУ в качестве нагрузки ЦАПа -типа преобразователя I/U . Причина - та же : дегадация в ОУ тембрального и музыкального разрешения . Больше -тембрального и микродинамики .

2. Применение после ЦАПа широкополосных сигнальных трансформаторов (как у Аудионот ) или вообще без них ( как любит Ю. Макаров и я - SM ) , и лампового ( после ЦАП) буфера , имеющего запас по общему усилению и позволяющего поэтому применять выходные высококачественные понижающие трансформаторы , типа 33:1 ( как Аудионот ) или 5: 1 (у SM ) .
Всё это позволяет полностью отказаться от ООС (любых), получая низкое (без ООС) выходное сопротивление буфера ( от 2 до 50 ом ) и обеспечить естественно максимальный уровень разрешения всех составляющих звука - открытого и свободного , в итоге.

3. Применение в ламповом буфере ДАКа современной суперэлем. базы - в комбинации с линеаризующим применением раритетной элементной базы : ламп , резисторов , конденсаторов , всей внутренней разводки ( включая и применение серебряных литцендратов от Аудионот ) .
Пример : танталовые резисторы Аудионот ( 2 ватта) , угольные АМRG , Ricen Om .
Конденсаторы : современные серии Duelund ( Round CAST) , Audio Note , бумагомасляные Сименс и Bosch MP , Black Gate , ROE .

4. Минимизация всех паечных и особенно контактных потерь - в монтаже и на выходе самого ДАКа . Применение скруток , раритетного довоенного припоя , отказ от применения выходных RCA гнезд (частный случай , когда межблочный кабель впаивается напрямую к выходным клеммам выходного трансформатора (или конденсатора) ) .
Выходной межблочный кабель при этом устанавливается заведомо с большим , предельно возможным качеством разрешения . Как правило - отобранная довоенная раритетная медь или серебряные от Аудионот (Кондо) .

5. Особое внимание закономерно уделяется блоку питания ДАКа , который , естественно , раздельный для аналоговой части и ламповой .
В ламповой части обязательно применение проверенных на музыкальность кенотронов , типа АZ1 , GRN1604 , 1404 .
Сам БП лампового буфера - ДППВ или ОППВ ( однополупериодный) , дающий субъективно более ясное и музыкальное разрешение и очень хорошую , рельефную структуру баса . Очень хорошо себя проявляют и БП с ламповым стабилизатором , что позволяет реально минимизировать величины (а то и вовсе отказаться) паразитарных резисторов в цепях питания , плохо влияющих на энергетику и глубину того же баса.

6. Общий конструктив - вовсе нетрадиционный для ламповых ДАКов , но мне и моим друзьям он нравится и это главное . Это медный корпус с несущими элементами из дорого дерева . В нижепредставляемом варианте - бирманский орех .
Вложение:

Вариант лампового ДАКа на ЦАПе АД1865 без ЦФ , один вход СПДИФ , ламповый 2-х каскадный буфер на 5687 и Е182сс . Кенотронный БП с бумагомасляными конденсаторами.
Отличительная черта - полное отсутствие после ЦАПа каких-либо ФНЧ и послецаповых трансформаторов . I/U резистор тантал ( 47ом) , два каскада с прямой связью и через 1мкф Duelund ( медные ) -на выходные RCA гнезда .

_________________
http://vk.com/smaudio1


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ламповый DAC
СообщениеДобавлено: 01 окт 2013, 16:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 дек 2009, 15:12
Сообщения: 3052
Откуда: г. Тверь
Вложение:

Последняя версия лампового ДАКа на ЦАПе ВВ63-К . Всего : 2 входа спдиф, оптика , USB и I2S .


Вложение:

Медный корпус . Ламповый буфер - 2-х каскадный на лампе 6SN7 ( ЕСС32) и выходных EF14 Телефункен , нагруженных на трансформаторы от Аудионот (5:1) . Общее Ку такого буфера = 92 ( около 40 дб ) . Связь между каскадами - 0,22мкф медные Duelund с силвер литц. выводами.
Вложение:



Вложение:


_________________
http://vk.com/smaudio1


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ламповый DAC
СообщениеДобавлено: 01 окт 2013, 17:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 дек 2009, 15:12
Сообщения: 3052
Откуда: г. Тверь
Вложение:

Ламповый ДАК в составе полностью ламповой биампинговой аудиосистемы , где он подключен к одному из входов лампового предусилителя - на ЕF14 и EL11 Telefunken , работающих на выходники ТАНГО -NP8 .
Вложение:

Конкурент цифрового источника , имеющего в основе ламповый ДАК и СД-транспорт Филипс -882 , соединённый по шине I2S ( или спдиф) , весьма амбициозен . Это ЕМТ-930 с тонармом Динавектор -507 и головкой МС Шелтор -901 , работающей от МС трансформаторов Телефункен со студийного магнитофона М5 периода начала 60-х .
Вид изнутри .
Цифровая часть , исполненная на 4-х слойной двухярусной плате Константином Аржановым из г. Владимира - мастером своего дела ( его опция в виде готового конструктива - слева ) .


Вложения:


_________________
http://vk.com/smaudio1
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ламповый DAC
СообщениеДобавлено: 01 окт 2013, 17:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 дек 2009, 15:12
Сообщения: 3052
Откуда: г. Тверь
Продолжение .
Вложение:

В ДАКе нет мелочей , поэтому предусмотрен ступенчатый запуск ламп высококачественными военными английскими тумблерами .
Вложение:

Монтаж довоенной моножилой от сименс , W.E. , англ. многожилой начала 20-х . Резисторы - Ri/u= 47 ом тантал 2ватта , остальное -тантал 1-2 ватта , угольные АMRG и Рикен Ом .

В ЦЕЛОМ . Ламповый ДАК в опции реализации ВВ63 -К сделан на пределе возможностей мастера , делался долго и скурпулезно . Я заменил только подводящие шлейфы (по договоренности) на литц. от Телефункен и подцепил его к танталовым резисторам (47 ом) серебряными проводами литц. от Аудионот ( АN-Vx)- три красных проводка , идущие от цифровой платы ) . Это имело последствия ...

Выход лампового ДАКа обеспечивает 6 вольт амплитуды и чрезвычайно чистый , аналоговонаполненый , масштабный саунд . Звук обладает отменной глубиной и изыском разрешения . Тембры матовые и утонченные . На слух звук косит явно под дорогие виниловые головки Динавектор . Скажу откровенно - я весьма рад такому звуку с цифры и поэтому решил поделиться радостью.
Предваряя возможный вопрос : себестоимость такого ДАКа - ( получилось) - около150 т.р.

_________________
http://vk.com/smaudio1


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ламповый DAC
СообщениеДобавлено: 01 окт 2013, 19:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 май 2011, 18:26
Сообщения: 633
Поздравляю, проделана большая работа.
Это настоящий ламповый аппарат, действительно высокой ценовой категории со всеми возможными достоинствами и недостатками ламп.
Концепция представляется достаточно цельной и выверенной. Все логично и предопределено "смыслом" изделия
Браво!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ламповый DAC
СообщениеДобавлено: 02 окт 2013, 11:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 дек 2009, 15:12
Сообщения: 3052
Откуда: г. Тверь
amd писал(а):
Поздравляю, проделана большая работа.
Это настоящий ламповый аппарат, действительно высокой ценовой категории со всеми возможными достоинствами и недостатками ламп.
Концепция представляется достаточно цельной и выверенной. Все логично и предопределено "смыслом" изделия
Браво!

CпасиБо, amd .

Очевидная слабость ламп , типа хрупкости конструктива , капризности нрава ( иногда шипят , трещат ...) , несомненно может указывать нам на рациональную необходимость убрать всю эту архаику и применять нечто более прогрессивное и надежное , предсказуемое в плане универсума звука , типа тех же транзисторов или ОУ .
Многими , однако , было замечено , что транзисторы и ОУ , хотя и имеют своих фаворитов от известных фирм , типа Санкен , AD, BB , Моторолла , замеченных (отдельные типа транзисторов и ОУ) , как способные передавать музыкальную информацию , но основная масса кремния , увы, весьма универсальна и малоизыскана в этих тонких планах .
Откровения же некоторым явил винил , когда стало ясно , что не создано в мире аудио ни одного транзисторного корректора , который мог бы благоприятно раскрывать весь потенциал записи на виниле -в сравнении с известными ламповыми корректорами и я сравнивал очень достойные транзисторные корректора ЕМТ, Люксман - с ламповыми , доводил их до предела элементной коронации , обставляя их в деталях так же , как принято обставлять дорогие корректора и результат был и был очень достойный , кроме одного фактора - раскрытия музыкального плана .
Вовлечение , сопереживание , волнение - на ламповых корректорах было всегда ( если не убить ООС ) , но на транзисторных - приходилось уже самому додумывать , как-бы напрягаться , вспоминать ..., а как оно реально звучало в филармонии ..
В цифровом формате тоже изначально уже поработало множество кремниевых структур и поэтому выделенный конструктив - сам ЦАП и его обслуга ( приемники, ЦФ ) , как-бы имеют свой предел музыкальных и прочих возможностей .
Задача при этом всего , что после ЦАПа , это не только сохранить крупицы музыки , но и раскрыть весь звуковой потенциал ЦАПа и тогда становится ясно , что лампы на выходе после ЦАПа - в явном приоритете , который затмевает все их недостатки и всю их архаику .

Из основных ламповых достоинств ламп в ДАКе я вижу :
- гармонизация ламповым буфером порядка спектра нелинейных искажений . Лампа своим низким спектром как-бы чистит гармонический "хвост" самого ЦАПа . Если при этом учесть, что полоса лампового буфера может быть (до выходного трансформатора) - сотни килогерц и никаких проблем с устойчивостью , вкупе с гигантским запасом по перегрузке , то это уже одно позволяет лам. буферу раскрывать тембральный и энергетический план звука , делая его легким и открытым , если это всё есть в записи .
Это немаловажный аспект - "если есть..." , так как заметил , что ламповые ДАКи обладают неимоверной способностью давать нам , слушателям , возможность различать простые записи от серьезных , великих исполнителей от просто начинающих ..

_________________
http://vk.com/smaudio1


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ламповый DAC
СообщениеДобавлено: 02 окт 2013, 20:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 май 2011, 18:26
Сообщения: 633
Наш ответ Михаилу ;)

SM : Очевидная слабость ламп , типа хрупкости конструктива , капризности нрава ( иногда шипят , трещат ...) , несомненно может указывать нам на рациональную необходимость убрать всю эту архаику и применять нечто более прогрессивное и надежное , предсказуемое в плане универсума звука , типа тех же транзисторов или ОУ .

Amd: Слабость ламп не хрупкости конструктива не архаичность и не шип и треск. да и капризность ламп не более капризности полупроводников, хотя безусловно капризности у этих парней разные. Да и предсказуемость полупроводников сильно преувеличена. Слабость ламп - это логичное продолжение ее достоинств - их благозвучности, умения обойти острые углы их восхитительной камерности. Лампы не лучшим образом отыгрывают большие составы и большие чувства, он упрощают эмоциональное разнообразие и изменчивость. Лампы словно живут по лозунгу -"лучше меньше да лучше".Транзисторы - это максималисты, икары с зачастую обозженными крыльями. Их девиз, который мне ближе - если не смогу, то хоть попытаюсь.

SM : Многими , однако , было замечено , что транзисторы и ОУ , хотя и имеют своих фаворитов от известных фирм , типа Санкен , AD, BB , Моторолла , замеченных (отдельные типа транзисторов и ОУ) , как способные передавать музыкальную информацию , но основная масса кремния , увы, весьма универсальна и малоизыскана в этих тонких планах .
Откровения же некоторым явил винил , когда стало ясно , что не создано в мире аудио ни одного транзисторного корректора , который мог бы благоприятно раскрывать весь потенциал записи на виниле -в сравнении с известными ламповыми корректорами и я сравнивал очень достойные транзисторные корректора ЕМТ, Люксман - с ламповыми , доводил их до предела элементной коронации , обставляя их в деталях так же , как принято обставлять дорогие корректора и результат был и был очень достойный , кроме одного фактора - раскрытия музыкального плана .
Вовлечение , сопереживание , волнение - на ламповых корректорах было всегда ( если не убить ООС ) , но на транзисторных - приходилось уже самому додумывать , как-бы напрягаться , вспоминать ..., а как оно реально звучало в филармонии ...

Amd : [Ответ, на мой взгляд простой - Вы просто не любите транзисторы и они отвечают Вам полной взаимностью. Транзисторы не любят что бы их "обставляли их в деталях так же , как принято обставлять дорогие корректора" они требуют строго индивидуального подхода, они в конечном счете требуют всего Вас.

SM: В цифровом формате тоже изначально уже поработало множество кремниевых структур и поэтому выделенный конструктив - сам ЦАП и его обслуга ( приемники, ЦФ ) , как-бы имеют свой предел музыкальных и прочих возможностей .
Задача при этом всего , что после ЦАПа , это не только сохранить крупицы музыки , но и раскрыть весь звуковой потенциал ЦАПа и тогда становится ясно , что лампы на выходе после ЦАПа - в явном приоритете , который затмевает все их недостатки и всю их архаику .

Из основных ламповых достоинств ламп в ДАКе я вижу :
- гармонизация ламповым буфером порядка спектра нелинейных искажений . Лампа своим низким спектром как-бы чистит гармонический "хвост" самого ЦАПа . Если при этом учесть, что полоса лампового буфера может быть (до выходного трансформатора) - сотни килогерц и никаких проблем с устойчивостью , вкупе с гигантским запасом по перегрузке , то это уже одно позволяет лам. буферу раскрывать тембральный и энергетический план звука , делая его легким и открытым , если это всё есть в записи .
Это немаловажный аспект - "если есть..." , так как заметил , что ламповые ДАКи обладают неимоверной способностью давать нам , слушателям , возможность различать простые записи от серьезных , великих исполнителей от просто начинающих ..[/quote]

Amd :Ну скажем приличные цифровые аппараты типа CD 12 Линн, 55 Нейм, Корд - тоже как то дают "возможность различать простые записи от серьезных , великих исполнителей от просто начинающих". А гармонизация ламповым буфером - это всегда облагораживание за счет некоторого упрощения, в том числе и чисто музыкального плана. По поводу проблем с устойчивостью - ну это Вы погорячились - никаких особых преимуществ у баллонов перед полупроводником нет. Да и без обратной связи полупроводники работаю неплохо.
Хотя не всегда отсутствие ООС это благо для звука, эмоциональное разнообразие без ООС как то пожиже будет


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ламповый DAC
СообщениеДобавлено: 02 окт 2013, 21:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 дек 2009, 15:12
Сообщения: 3052
Откуда: г. Тверь
Отвечу в режиме прямого доступа ( до извилин... ). :)

Amd: Слабость ламп не хрупкости конструктива не архаичность и не шип и треск. да и капризность ламп не более капризности полупроводников, хотя безусловно капризности у этих парней разные. Да и предсказуемость полупроводников сильно преувеличена. Слабость ламп - это логичное продолжение ее достоинств - их благозвучности, умения обойти острые углы их восхитительной камерности. Лампы не лучшим образом отыгрывают большие составы и большие чувства, он упрощают эмоциональное разнообразие и изменчивость. Лампы словно живут по лозунгу -"лучше меньше да лучше".Транзисторы - это максималисты, икары с зачастую обозженными крыльями. Их девиз, который мне ближе - если не смогу, то хоть попытаюсь.
SM : Я вот провел параллель между эмоцией человека и то, как подвести в свете передачи музыкальных эмоций особенности схемотехник усилителей на лампах или транзисторах ...
Вообще эмоция - состояние перехода от статичного к динамичному ; сидел , слушал и вдруг - по душе что-то и ты на это реагируешь - набором изменчивых своих реакций - печали , радости , гнева или меланхолии , но чем не высокий порядок спектра гармоник тех же транзисторов или пентодов ? :) В чем феномен раскрытия пентодом ( тоже лампа ) эмоционального плана , да так , что триод выглядит всегда слегка флегматично , а транзистор -меланхолично ???
Предполагаю , что дело не только в бунтарски кривых и очень похожих ВАХах транзистора и пентода ( с доминир. 3 гармоникой) , но и то , как меняется спектр искажений наших подопечных , когда хвост становится веером и это уже чуть ли не факт "техноэмоции" , отдельно взятого пентода или транзисторного устройства ..( бред , конечно ..) Слушатель , как обычно , говорит - оо, да , это впечатляет ... , но хвост будет торчать и впечатления скорее скоро начнут элементарно утомлять , как утомляет постоянно радостная или наоборот - занудная жена .
Триод - это в идеале , политика почти невмешательства в замысел эмоций музыки и поэтому многие слушатели отмечают , что с ним музыка меньше грузит , больше сподвигает к молитвенно или созерцательно- медитативному восприятию музыкального действа.



Amd : [Ответ, на мой взгляд простой - Вы просто не любите транзисторы и они отвечают Вам полной взаимностью. Транзисторы не любят что бы их "обставляли их в деталях так же , как принято обставлять дорогие корректора" они требуют строго индивидуального подхода, они в конечном счете требуют всего Вас.
Нельзя ( про себя) сидеть сразу на двух стульях - транзисторном и ламповом ... :) , но транзисторы я уважаю , честно, а вот ОУ -точно : не люблю и считаю , что им не место в высших сферах аудио. В бюджетном сегменте - на ура .

Amd :Ну скажем приличные цифровые аппараты типа CD 12 Линн, 55 Нейм, Корд - тоже как то дают "возможность различать простые записи от серьезных , великих исполнителей от просто начинающих". А гармонизация ламповым буфером - это всегда облагораживание за счет некоторого упрощения, в том числе и чисто музыкального плана. По поводу проблем с устойчивостью - ну это Вы погорячились - никаких особых преимуществ у баллонов перед полупроводником нет. Да и без обратной связи полупроводники работаю неплохо.
Хотя не всегда отсутствие ООС это благо для звука, эмоциональное разнообразие без ООС как то пожиже будет
[/quote]
Исследования аудиомужей :? показали , что с увеличением глубины общей ООС , растет и порядок спектра искажений -со всеми вытекающими квазиэмоциональными последствиями..
Что-то вспомнил критерий Найквиста - весьма хитрая петля ..., но конечно (думаю) , транзисторы без ООС также стабильны в полосе , как и лампы ( иначе, думаю, ЦАПы звучали вообще криминально) , но транзисторный усилитель с ООС , с его частотными извечными проблемами внутри него самого , весьма нестабильное устройство , особенно при работе на емкостную нагрузку . Поэтому всегда в разработке транзисторного УНЧ висит домокловым мечом проблема - стабильность во всей полосе пропускания мощности.
http://vse-studentu.ru/tau/4_ustojchivo ... kvista.php

_________________
http://vk.com/smaudio1


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ламповый DAC
СообщениеДобавлено: 02 окт 2013, 22:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 дек 2009, 02:38
Сообщения: 140
Откуда: Москва
Супер тема!
Я до сих пор в раскоряченном состоянии - что слушать: камни или лампу.
Хотя не новичок в общем: паяльник в руки взял еще в конце 60-х именно для того, чтобы улучшить звучание домашнего источника. Короче, чтоб "Шизгара" звучала круче.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ламповый DAC
СообщениеДобавлено: 03 окт 2013, 01:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 май 2011, 18:26
Сообщения: 633
RC Driver писал(а):
Супер тема!
Я до сих пор в раскоряченном состоянии - что слушать: камни или лампу.
Хотя не новичок в общем: паяльник в руки взял еще в конце 60-х именно для того, чтобы улучшить звучание домашнего источника. Короче, чтоб "Шизгара" звучала круче.


Быстренький ответец
когда меня спрашивают - кого вы предпочитаете - блондинок или брюнеток - отвечаю обоих, а еще и вон ту рыженькую :D
И камни и лампы хороши по своему и , как правило, не затмевают и не замещают друг друга.

Для Михаила SM.
Скорее всего, так на 90%, можно будет послушать прототип CD разработанный мною для одной российской, или не вполне российской, компании на одной из ноябрьских московских выставок.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 70 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 7  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
[ Time : 0.028s | 18 Queries | GZIP : Off ]