Собственно, итог 4-х месячных исследований темы. Последний эксперимент, который я решил провести. Хотелось понять, есть ли разница, на какой базе построен задающий генератор. Синус или прямоугольник? Каково влияние гармоник. Итак, задающий генератор «лишается» экрана. «Красивый» с виду синус, визуально по экрану осциллографа, переводится в искаженную форму, хотя при этом до прямоугольника еще далеко. Т.е. гармоники составляют несколько процентов, как минимум. Генератор находится вплотную к плате сидюка, осуществляющую всю начальную обработку сигнала. Витая пара, исходящая от все того же кварцевого фильтра, проходит в непосредственной близости от задающего генератора, экран с витой пары снят. Реакция плеера и системы. Она последовала немедленно. Тарелки тут же обрели мерзкий металлический окрас. Шипящие звуки с «приятными» шлейфами. Хочется немедленно все выключить. Вернул «на место» синус - опять гармония, заметных артефактов, мешающих и отвлекающих от самой музыки – нет. Хочется слушать и слушать.
Итак, фундаментальные вопросы. Имеет ли ламповый клок преимущество перед транзисторным? Да, определенно имеет, и конкретная причина – меньшее кол-во гармоник, это разумеется если поленились поставить кварцевый фильтр.
Есть ли преимущество лампового клока перед транзисторным, если мы поставили фильтр, например 30-го порядка. 30-й порядок или 180 дБ подавления. А надо ли? Реально, будет ли он работать. Здесь, почему-то вспоминаются 24-разрядные ЦАПы. Расчетное отношение сигнал-шум – ок. 144 дБ. Есть ли оно в реальности? Вряд ли. Вы запитаете такой ЦАП от источника с шумом на уровне – 110…120 дБ, это в лучшем случае, если будете это отслеживать. Ну и какие 144 дБ? С клоком, я предлагаю ПАССИВНЫЙ фильтр на ВЫХОДЕ. После фильтра нет никаких активных компонентов, так что величины в 180 дБ могут оказаться более реальными. Здесь, конечно, будет важна конкретная реализация конструктива.
Далее. Раз уж нам, в общем-то все равно, как сделан задающий генератор. Лампы или транзисторы. То зададимся вопросом, что еще нам нужно от задающего генератора? Правильный ответ – точность «центральной» частоты (в моем случае – 16,9344 МГц) и ее кратковременное и долговременное поддержание. Здесь лампы проигрывают здорово. На них обеспечить эти точности намного сложнее, чем на полупроводниках. Зачем нам эти все точности? ФАПЧ же все отработает. Действительно, на практике, она вполне все «захватывает». Замечено следующее, визуально. При минимальном отклонении тактовой частоты – служебная информация считывается практически мгновенно при загрузке диска в плеер. При «посылании» плеера с 1-го трека, на , например, 15-й, все тоже происходит очень быстро, при визуальном наблюдении, скорость вращения, четко снижается прямо на глазах, без каких-либо задержек. Если мгновенная частота плавает Герц так на 300 или 400, уже заметны проблемы со считыванием служебной информации. Какая нам разница, подумаешь, плохо читает служебную информацию?. С моей точки зрения, вот какая разница. Проблемы считывания служебной информации видны отчетливо. А что будет с полезной? Мне кажется, вполне очевидно, что и полезную будет считывать так же с «трудом», заменит ошибки на свои «вставки», конечно явственно, возможно, это и не будет услышано, но некоторая деградация, наверняка будет иметь место.
|