Alex писал(а):
Victor писал(а):
Здесь, думаю, на этой нелинейности происходит детектирование в области малых сигналов и выделение КАКОГО-ТО спектра частот.
Мне пока представляется, что нелинейность такой цепи просто жуткой будет.
А в моменты, когда сигнал ниже порога открывания, то
вообще ничего не будет на входе усилителя. Имеются в виду низкочастотные сигналы, когда ёмкость транзисторов ещё мала для передачи. Так?
ИМХО, если "транзисторная звезда" у Юрьича звук улучшает, то данных о том, что он там применяет, недостаточно. Мне в настоящее время, по крайней мере.

Повторно привожу цмтату из Лихницкого:
==========================================================
А знаете ли вы, что самое простое выбрать правильное направление провода или аудиокомпонента, гораздо сложнее отобрать из огромного количества дорогого и дешевого аудиомусора те компоненты и провода, которые наиболее точно передают музыку. Трудности объясняется тем, что при отборе мы должны ориентироваться не на объективные измерения, а на свой слуховой опыт.
Эти трудности усугубляются тем, что мы до сих пор не знаем, что на самом деле происходит на физическом уровне в проводах, конденсаторах и резисторах при возникновении слышимых эффектов. С другой стороны, мы можем более или менее точно, то есть на близком к инструментальному уровню описать то, что мы слышим в результате прохождения музыкального сигнала через провода, резисторы и т.д.
Оказалось, что при передаче музыкального сигнала через электронные компоненты и провода АЧХ и ФЧХ практически не видоизменяются в классическом понимании этих характеристик, тем не мене мы отмечаем на слух существенные изменения временной структуры музыкального сигнала. По моему, эти изменения можно интерпретировать как перестройку фазовой структуры сигнала на уровне близко расположенных частот его спектра (с интервалом видоизменений фазы в диапазоне 0,3-30 Гц). Проявляется такая модификация фазы в форме некой "фазовой змейки", период которой на частотной оси преобразуется в усиленные (а на других частотах в ослаблении) присущей музыке ЧМ или АМ модуляции. Весьма заметная на слух ЧМ-АМ деформация музыкального сигнала может происходить при совершенно ничтожном (практически не измеряемом) абсолютном изменении фазы.
Итак, имеем, усиленные (ослабленные) ЧМ и АМ исходной модуляции музыкального сигнала, причем это усиление (ослабление) изменяются в зависимости от частоты. Эти явления являются первопричиной формирования субъективной индивидуальности "голоса" проводника, конденсатора, резистора и т.п.
Происходит это преобразование фаз на физическом уровне или это явление эзотерическое (то есть на физическом уровне не объяснимое и не измеряемое), для нас не имеет принципиального значения. Пусть этим занимаются потомки! Для нас важно сопоставить слышимые изменения сигнала с гипотетическим преобразованием сигнала, то есть перестройкой его фазовой структуры.
В зависимости от частоты модуляции музыкального сигнала наличие в нем ЧМ и АМ формируют ощущение громкости, пластичности, живости и эмоциональности звучания, меняющихся в зависимости от частоты модуляций. Привожу следующие субъективные признаки, в скобках указаны частота модуляции и музыкальный инструмент для тестирования:
- пластичность (текучесть) /5 Гц, ОРГАН/;
- смягчение /6 Гц, Гобой/
- теплота /7 Гц, Флейта/;
- живость /8 Гц, скрипка/
- напряженность /10-16 Гц, МЕДЬ/
- сухость, резкость, грубость /выше 20Гц, .../
Приемлемые проводники и компоненты должны примерно одинаково подчеркивать (усиливать) частоты от 5 до 16 Гц и вызывать затухание паразитной АМ-ЧМ модуляций с частотами выше 20 Гц.
Но так редко удается сделать, так как практически каждый проводник имеет характерные частоты усиления модуляций. Что бы разбить эту периодичность, каждый контур окраски в схеме усилителя должен включать от 2 до 5 разных последовательных проводников, совместно образующих фильтр, равномерно передающий АМ-ЧМ модуляции с частотами от 5 до 16 Гц, и вносящий ощутимое затуханий ЧМ-АМ модуляций выше упомянутого диапазона частот. Именно так должна осуществляться гармонизация компонентов и проводников в каждом контуре окраски. То, о чем я только что рассказал, является по существу фильтром фазовой рандомизации, о котором было написано в моих статьях "Формула звука". Причем микрофазовая характеристика такого фильтра, если он оптимальный, будет уже не периодическая, а случайная.
=======================================================
Именно эта ЧМ-АМ модуляция выделяется на нелинейности прямой части ВАХ германиевого диода. Лихницкий здесь вплотную подошёл к ответу почему разные провода звучат по разному. Но зачем-то отдал эту разницу на откуп нечистой силе - "эзотерике". Может просто не допёр. Ещё раз обращаем внимание, что область частот, о которой говорит Лихницкий, близка к Шумановской частоте!!! А "живость" вообще попадает в 8 Гц.
Кунаширский же грубо воспользовался нелинейностью диода, чтобы не прибегать к услугам нелинейностей проводов, возникающих на неоднородностях структур и примесей. Здесь же и пайка, да и любой контакт двух металлов даст нелинейную область. Эта тема понятна всем и углубляться в неё нет смысла. Хотя, между делом, можно отметить почему старые провода звучат лучше "свежих". Просто в них ещё не сформировались области нелинейных переходов.(По аналогии с производством транзисторов, где время индукции неосновных носителей пропорционально толщине p-n (и наоборот) перехода.). Только что мне по телефону подсказали, что этим можно объяснить, почему старая "лужёнка" звучит лучше рафинированной меди.
П.С. Вот таким странным образом время соединило две крайности идеологий Лихницкого и Кунаширского. Предлагаю с сегодняшнего дня понятие "эзотерика", в применении к звуковым аномалиям, заменить понятием: "эффект Кунаширского-Лихницкого" Теперь понятно? Или есть возражения? Слушаю...