Это не моя история. Но я посчитал ее интересной.
про мою войну с цифрой с компьютера. Т.к. "ящичных" компьютеров у меня
дома уж давно нет - выполняю, ограничившись ноутбуками.
Моё отношение
Мне осознанно не нравится "цифра" в ее сегодняшнем звучании. Ситуация стала еще хуже с модой на веб-релизы сразу в mp3 320 Кбит/с. Но на пластинки не
вернусь - недешево, громоздко, случайно, а я уже привык к свободному выбору, и за разумные деньги. Как компромисс - нередко, и не без удовольствия,
слушаю оцифровки. Вообще - я слушаю всё. Как фон - даже интернет-радио на 96 Кбит/с. Короче, я согласен "ехать без шашечек".
Сначала о моём ЦАП. На вид скромный, но тогда Apogee еще не полностью скурвилась.
Apogee Mini-DAC - мониторингового уровня ЦАП на AD1955 с фирменным деджиттерингом и
внутренним вторичным источником питания. БП импульсный, но тоже с "фишкой" - он
тактируется от Fs с её перемножением. Таким образом, при 44, 88, 176 КГц он работает аж
на 705 КГц, при 48, 96, 192 - на 768 КГц ! Конденсаторы питания все танталовые
(какие ж еще при таких частотах) - что вредит звуку. И твердый инженерный подход во всем. Разделительные конденсаторы отсутствуют, т.е. выходной каскад
- практически УПТ, воспроизводит даже постоянку из кривых WAV-файлов. Куча входов/выходов.
Я использую AES-вход витой парой для цифры и 3.5-мм выход аналога. AES-вход там правильный - трансформаторный, изолирован от массы, что с компом всегда
полезно.
Почему не XLR-выход? Там он делается "искусственно"из небалансного. 3.5мм-выход - самый
ближний схемотехнически к выходному каскаду AD1955. И самый неагрессивный на слух.
В стоке он был несколько вял по динамике с недостатком нижнего баса, но после доработки питания это ушло.
Буржуи предпочитают XLR-выход, он дает выдвинутый вперед яркий звук, за который и бранят Mini-DAC.
Ушной выход спереди - еще грубее. Ибо он двухтактный и настолько мощный, что к нему я напрямую подключал колонки Altec Bolero и громкости хватало для
фонового прослушивания.
Короче, студийная лошадка для произвольного окружения, добротно изготовлено, добротные параметры, в стоке с XLR-выхода
ровный сверхдетальный звук для контроля, уши от него орут любые с хорошим запасом, слышно в них малейшую грязь. Буржуи такое хвалят. Мне пришлось его
твикнуть добавлением всего одного масляного конденсатора в правильное место и он здорово потеплел и ожил. И это несмотря на качественные родные детали.
Но сейчас не об этом.
Мораль
Практический факт в том, что даже такой прибор не дает вам дистанцироваться ни от качества вашего
цифрового выхода, ни от качества адаптера питания. Смена программы-плеера, её настроек, операционной системы, версий драйверов, тактовой частоты
процессора - все будет слышно в виде различных оттенков цифрового налета на область ВЧ. Что я имею в виду под налетом - струны на скрипке будут немного
ржавыми, да и смычок засален. Часто канифольный призвук вообще живет своей жизнью отдельно от тела скрипки. Вот на это надо обращать внимание сразу,
приобретая опыт борьбы с цифрой с компьютера. Вообще, добивайтесь качественного воспроизведения СЧ-области старых записей. Именно информативность СЧ
оттеняется цифровой грязью.
Не берите в качестве тестовых треков ремастеры и записи после 90-х годов - они в массе оптимизированы под автомобиль/портативные устройства и наушники:
жутко громкие, яркие за счет убитых пиков и зачастую просто внаглую перегружены. Я просто отказывался верить, что можно вообще выпускать такое в тираж,
пока не посмотрел в редакторе (См. поиском - loudness war, война громкостей).
Питание ЦАП.
Ест он, по задумке разработчиков, что попало, от 6 до 14 Вольт. Навороченный внутренний БП призван обеспечить невосприимчивость. Однако, если у кого
такой же - я настоятельно рекомендую сделать к нему простейший, но однополупериодный выпрямитель с конденсатором тыщ на 7. Пульсации даже могут быть
ненормально большими, он справится. Я не любитель вылавливать блох, но тут разница оказалось достаточной, чтобы отказаться от штатного аккуратного
блочка и перейти на самодельного монстра с избыточной мощности трансформатором типа ТПП-322. Со звука снимается некая тяжесть, похоже на однотакт после
двухтакта.
Схема на трех деталях предоставляет неограниченные возможности для "шнурковщины" и прослушивания диодов зимними вечерами.
Все это, как ни печально инженеру, слышно.
Или вообще переходите на мотоциклетный или VRLA-аккумулятор (мне звук с VRLA показался будто бы тонковат/малодинамичен, но VRLA был далеко не свежим).
Ноутбук
Сейчас - Asus A7Sv. Чип звука там Realtek ALC882. Выбор никак со звуком не связан. Разве что хотелось, чтоб оптический выход Dolby пропускал. Я тогда
считал, что это признак "честного" выхода. Давно это было. Как бы то ни было, но звук (через адаптер!) с совсем старого Asus M3000 мне понравился
больше. Да и при сравнении оптических выходов MacBook Pro его переиграл. Короче,
ничего выдающегося.
Софт
Моя позиция на данный момент по МУЗЫКАЛЬНОСТИ - бесплатный плеер
авторства хорошего человека Игоря Антонова - Album Player 2.9.4, лежит
здесь
http://vv.uka.ru/aplayer.html Там масса настроек, для плагинов и типа выхода,
влияющих на звук. Крутите-настраивайте на свой вкус. В принципе, сразу после установки
очень прилично играет всё, кроме радио.
Ну, и для УНИВЕРСАЛЬНОСТИ - конечно, Foobar2000, имеющий плагины, кажется, на
любой случай жизни. Но несколько грубее играющий, имхо. Упомяну еще программу-плеер для экстремистов - JPlay.
Его хвалят за максимальное достигнутое на РС качество звука, но в силу минималистской концепции использовать JPlay повседневно затруднительно, он
прогибает всю операционную систему под себя, занимая себе максимум ресурсов и выгружая все посторонние процессы. К тому же, JPlay для своих
возможностей, имхо, многовато стоит - 99 Евро. Есть "триальная" версия - она периодически прерывает звук.
Встроенный оптический S/PDIF-выход.
Тут надо сказать, что оптический выход ноутов - вещь темная. Он не виден как отдельное устройство в "диспетчере устройств" XP и непонятно, как вообще
его контролировать - в различных ноутах сигнал на него то идет, то не идет через Windows-микшер, частота дискретизации вроде бы должна, но не везде
переключается, ибо реализаций масса, а информации минимум. Здесь один совет - если у вас в ноуте звуковой чип от Realtek (сейчас почти везде), и вы
хотите снимать с него по оптике - лучше пользуйтесь Windows 7, получите (по возможности) нормальное управление оптикой и (в моем случае) не такой
плоский, как в XP, звук. (Впрочем, звук Windows 7 кто-то может назвать форсированным и стеклянным. Тут тоже у каждого будет свой результат).
Часто люди вообще не подозревают о его наличии, когда он встроен в гнездо выхода наушников и требует специфического шнура с оконечником mini-toslink.
Шнур такой хорошего качества относительно редко встречается, вечно торчит спереди или сбоку,
что при его толщине/хрупкости крайне неудобно. Вдобавок выяснилось, что оптика не тянет (и не должна по стандарту) 192 КГц. Мне преимущество 192 КГц
сомнительно, но оцифровок таких выкладывают немало. А я не из тех, кто не признает самодельные оцифровки.
Встроенный коаксиальный S/PDIF-выход.
Попадался в уже явно старых ноутах, еще до чипа Realtek. По моей практике - всегда хуже оптики.Гальваническая связь с компьютером по массе - этого надо
по возможности избегать. А трансформатором там и не пахнет. Fs, похоже, только фиксированная - 48 КГц. Задавленный, упрощенный, яркий звук. Худшая
крайность цифры. В стационарных компьютерах возможны качественные реализации, но я тут про ноуты.
Адаптер с USB на S/PDIF.
Всё это вынудило меня в конце концов купить USB/SPDIF адаптер HiFace. Железка, знаменитая на англоязычных форумах. Теперь я могу втыкаться в любой (ну
почти, ибо с минибуком Mobii на чипе Ion оно не заработало, например) ноут с USB и получать слушабельный результат. Адаптер полностью не устраняет, но
здорово нивелирует цифровую грязь и на слух воспринимается как долгожданное облегчение. С ним я также отказался от тяжеловесной Windows 7 и вернулся к
ХР, ибо разница в звуке мне показалась несущественной и неоднозначной. Конечно, сразу же появились доработки. В двух словах - к нему крайне
рекомендуется своё аккумуляторное питание.
Сейчас вышла Hiface Two, там уже учтены народные доработки, буржуи на форумах довольны разницей. Я ее не слышал. Впрочем, у нас не церемонятся и берут
Hiface Evo или сразу ихний же ЦАП Young, коим весьма довольны даже пижоны на Сундуке.
Маленький "антинаучный" секрет.
Организовывать зарядку батареи - занятие муторное, а твикнуть иногда хочется без особых хлопот.
Мой совет - привесьте на шины питания +5 Вольт USB-шнурка от ноута к адаптеру хороший масляный
конденсатор порядка 0.1 мкФ. Вас сильно удивит разница - отлично гасится цифровая "яркость", форсированность,
обезьяньи скачки акцентирования меняются на общий плавный ход, задние планы не лезут вперед.
Причем, влияние качества конденсатора настолько велико, что это отличный опыт для демонстрации в спорах с инженерно наклонёнными скептиками
(если только они вообще готовы слушать). Оно совершенно идентично влиянию в сигнальных цепях! Напоминаю - там нет никакого звукового
сигнала, только сплошной однородный цифровой поток!
Чтобы ничего не резать, делается вставка из разъема сдохшей флешки (папа) и USB-разъема от сдохшей материнки (мама).
В заключение.
Вот, как-то так - только мой опыт. Вывод все тот же, неутешительный для скептиков - даже качественная строго инженерная разработка звучит только при
внимании к обвязке. Любые тесты железа без подробного уточнения всего окружения (а в случае компьютерного транспорта - еще и подробнейшего описания
железа/софта) - не показательны. И, наоборот, экстравагантный подход вроде масляного конденсатора в цифровом питании может драматически "сыграть
рояль".