Искусство жить с музыкой. 1. В настоящее время звуковоспроизведение и особенно та часть его, именуемая High End`ом, находится в глубочайшем кризисе. Не SACD, не DVD –аудио, не многоканальность, или любые иные технические решения, сами по себе, звуковоспроизведение не спасут, но лишь несколько продлят её агонию. Кризис звуковоспроизведения не есть кризис качества, или кризис форматов, это не кризис внешних свойств или материальных возможностей – это кризис внутренний, кризис самой концепции и самой идеи звуковоспроизведения, как только средства передачи физической информации, вне её художественной и человеческой сущности. Подобное технократическое представление есть лишь отражение глобальной концепции о Пути самого человека, как пути технического, пути бесконечного механистического прогресса. Но этот путь приводит лишь к миру-машине, миру бездушному и бесчеловечному, оторванному от человека, и в нем, в человеке, не нуждающемся. Восприятие слушателя при этом определяется метрологической достоверностью (концепция Hi-Fi) или психологической достоверностью (концепция High End`а). При этом игнорируется художественный аспект воспроизводимого, что приводит лишь к бессмысленному и бездушному совершенству, столь характерному для современного High-End`а, выхолащивающего из музыки саму её соль и превращающее её в набор высокодостоверных звуков. Внешнее подобие, подобие вне художественного смысла, метрологически выверенное, физически достоверное, превращает музыку из художественного явления, из Искусства в простой звуковой поток, поток информации и простых ощущений, поток удивительно правдоподобный и столь же удивительно скучный и бессмысленный. Единственно возможный выход из этой ситуации - это признание звуковоспроизведения, равно как и звукозаписи, как особого, самостоятельного вида искусства, подчиненного в первую очередь законам искусства, а не только правилам метрологического контроля, то есть когда художественная ценность воспроизводимого есть главный критерий и главная задача звуковоспроизведения, звуковоспроизведения как Искусства. 2. Признание звуковоспроизведения как особого, самостоятельного, вида искусства позволяет использовать для поиска путей развития звуковоспроизведения, его новых форм, и повышения силы его воздействия как опыт и концепции других видов искусства, так и глубинные, в том числе религиозные, основы самой культуры и искусства. В настоящее время концепция искусства как способа объективного познания и отражения мира (то есть подражание природе по Аристотелю) уже давно не является доминирующим. Представление об искусстве, как субъективном выражении индивидуального душевного состояния, гораздо ближе запросам нашего времени. Искусство, как субъективное выражение индивидуального состояния не требует ни подобия действительности, ни её отражения, освобождая художника от диктата природы и общества. По мнению Дж. К. Аргана, современного итальянского историка искусства, философа и художественного критика «искусство не зависимое от объективной реальности и стремящееся выразить идею сложившуюся в сознании художника, является искусством, направленным на познание скорее субъекта, чем объекта». Идея независимости искусства от объективной реальности имеет христианское происхождение. Она невозможна в искусстве Древнего мира, для древних мыслителей, для Аристотеля. Источники этой свободы, как в прочем и любой другой, заложены в самой основе христианства, ибо «только христианство антропоцентрично, и в принципе своем, освобождает человека от власти космоса и общества» (Н. А. Бердяев). В христианстве заложены не только основы свободы человека, но и что, на мой взгляд, более важно, основы его творчества. Сам Христос в своих притчах говорит о творческом призвании человека. Зарывание даров божьих, талантов данных человеку Господом, отсутствие творчества человека, не развитие его призвания вызывает резкое осуждение Христа. В дальнейшем эту мысль развил апостол Павел в учении «О дарах Божьих». Использование принципов независимости искусства от объективной реальности позволяет снять один из наиболее существенных факторов, ограничивающих развитие звукотехники – требование абсолютной достоверности воспроизводимого. В звуковоспроизведении физическая достоверность – штука очень скользкая. С одной стороны, зачастую просто нечего создавать, так как при записи с применением полимикрофонной техники, а так же современной популярной электронной музыке, первичное звуковое поле просто не существует, а с другой стороны ощущение присутствия нескольких десятков человек, играющих в небольшой комнате, скорее всего не доставит удовольствие слушателю. С точки зрения достоверности и мастеров Возрождения можно рассматривать лишь как этап движения человечества к чистому поляроиду или, если угодно - к фотопринтеру. 3. Когда в качестве прототипа или объекта для подражания выступает не объективная реальность, а само искусство или объект искусства, при этом искусство выступает как метод, то задачи его видятся уже не в истолковании природы, то есть передачи внешней, физической достоверности, а в выявлении своей собственной художественной сущности. Целью звуковоспроизведения, таким образом, является не воспроизведение отельных шумов и звуков, а воспроизведении Музыки, которая и как первичный музыкальный опус и как первичное музыкальное исполнение является предметом искусства. Таким образом, задача звуковоспроизведения видится уже не в подражании первичному звукоизвлечению самому по себе, а в выявлении собственной художественной сущности воспроизводимого, то есть самоценности воспроизводимого художественного Образа как такового. На интересные мысли наводят параллели между звуковоспроизведением и живописью. Как в живописи ни рисунок, при всей его важности, ни краски сами по себе, не определяют конечную художественную ценность полотна, так и в звуковоспроизведении, ни схемотехника, ни электронные компоненты, ни корпус, ни иные материальные факторы сами по себе не определяют художественную ценность аппаратуры. Важен ни рисунок, как таковой, а рисунок соответствующий художественному замыслу, важны ни краски как таковые – лучшие или худшие, более современные или менее современные, более дорогие или менее дорогие – важна их гармония с замыслом художника. В звукотехнике также важна не схемотехника сама по себе, не секретные разработки, не лампы или транзисторы, не то чья это схема: господина Кондо, господина Вильямсона или господина Олефира, не качество и класс компонентов, не корпус, монтаж или компоновка – важно их взаимное соответствие, соответствие тем художественным задачам и замыслам, которые ставит перед собой разработчик-творец. Важно не то, как и из чего ты делаешь, важно, что ты делаешь и зачем ты это делаешь, и что этим ты хочешь и можешь сказать Богу и себе. 4. Весьма важным представляется вопрос о наличии самостоятельной художественной ценности у самой звуковоспроизводящей аппаратуры. Здесь будет уместно рассмотреть следующую аналогию – живопись в неосвещенной комнате. Безусловно, художественная ценность не зависит от того, освещено полотно или нет, но при отсутствии освещения возникает коллизия, когда художественная ценность у предмета искусства есть, а художественного восприятия при этом нет. То есть, возможно, наличие художественной ценности вне художественного восприятия и возникновения художественного образа у зрителя. Таким образом, важно не наличие того образа здесь и сейчас, а сама потенциальная возможность его возникновения. Отсюда следует, что если данное звуковоспроизводящая аппаратура потенциально способна воссоздавать художественные образы значительной силы и убедительности, то, следовательно, она обладает самостоятельной художественной ценностью сама по себе и при этом также является предметом искусства, как и та музыка, которую эта аппаратура способна воспроизводить. Художественная ценность аппаратуры является, таким образом, величиной потенциальной и от художественной ценности конкретного воспроизводимого здесь и сейчас не зависит. Более того, на лицо обратная зависимость – чем выше художественная ценность самой аппаратуры, тем в большей степени будет повышаться сила воздействия воспроизводимой музыки, тем в большей степени будет проявляться и усиливаться то божественное и возвышенное, что есть в подлинном искусстве, и что является истинной сутью его, практически реализуя мысль Рафаэля об искусстве как акте Божественного откровения. 5. Многие направления и стили, столь характерные для других областей искусства, играют свою важную роль и в звукотехнике. Отметим одну из наиболее интересных и заметных стилей– классицизм. Классицизм – это поиск Золотого века в прошлом. «Глубинный историзм, включающий в себя определенное недоверие к настоящему моменту и отождествляющий прошлое со всеобщим и вечным – особенность всякого классицизма» (Дж. К. Арган). В звукотехнике классицизм это и поиск граммофонного рая, и виниловый и ламповый ренессанс и многое другое. И хотя лампа 300В по силе и глубине воздействия не может заменить автору «любительской» колбасы за 2,80, которая, как и водка за 3,62 есть основа и суть советского классицизма, тем не менее, классицизм в звуковоспроизведении есть островок стабильности и верности, поверяющих путь звука среди водоворота безумного прогресса. 6. Очень важным является вопрос о соотношении художественного образа и объективной реальности. Уже в эпоху Возрождения в западноевропейской художественной среде было ясное понимание того, что литература (как в прочем и другие виды искусства) способна создавать художественные образы более реальные, более запоминающиеся, более жизненные, чем сама жизнь. То есть искусство или, по крайней мере, та часть его, которая является Высоким искусством, способна быть неизмеримо больше и выше, чем так называемая «объективная» реальность, рождая новые миры для вечности, расширяя при этом и саму вечность, повторяя при этом, по мысли Микеланджело, сам акт Божественного Творения, реализуя, таким образом, Божественный Промысел о человеке. Ещё в большей степени, чем западноевропейское искусство, эти свойства присущи восточноевропейскому искусству, искусству основанному на православии, искусству Византии и Руси. Это обусловлено их различной концептуальной основой. Если в основе искусства Запада лежат идеи Аристотеля об искусстве, как иллюзионизме, то есть искусства максимально устремленного к подражанию природе (хотя само древнегреческое искусство после Фидия уже не вполне соответствовало этой концепции), то основой восточного, православного искусства, есть христианский символизм. Задача искусства при этом уже является не отображение земного мира, мира «тварного», природы (то есть иллюзионизм), а выход за пределы земных вещей, самой реальности, в Мир Божественный. Художественный образ при этом изначально воспринимается более реальным, чем видимая действительность. Истиной при этом является не объективная точность отображения, фотографичность, а внутреннее правдоподобие, выход за узкие рамки объективной реальности в мир Высший, в мир Божественный. «Это не иллюзионизм, не подражание твари, а создание новых реальностей, передающих божественный смысл мироздания». При этом художественный образ это не вырезка из природного пространства, не фотография, то есть не часть механически отделенная от большего, самодостаточная и самостоятельная. Способность искусства выходить за рамки реальности, жизненность и сверхреальность создаваемых художественных образов, его роль в познании человеком своих внутренних начал, определяет миссию искусства в духовном спасении человечества и его высокий религиозный смысл. Следует отметить, что русское искусство всегда имело глубокое религиозное содержание. Сами «темы русского искусства и литературы были христианскими, даже когда в сознании своем писатели и отходят от христианства» (Н. А. Бердяев). Звуковоспроизведение, как и в целом, искусство в принципе своём способно создавать (воспроизводить) художественные образы высокой силы и жизненности. Область звуковоспроизведения, где оно, звуковоспроизведение, выступает, как Высокое Искусство автор называет High Art`ом. При этом автор, употребляя термин Высокое Искусство, исходит из того, что это Высокое Искусство в любой области искусства, в т. ч. и в звукотехнике, а термин High Art служит для обозначения Высокого Искусства только в звукотехнике и не более. Реализация Высокого Искусства в звукотехнике, как и в других видах искусства, возможна как на основе западных идей, так и на основе православных, русских концепций и идей (хотя в принципе возможны и другие способы реализации). Но для уяснения возможных различий, как впрочем, и общего, необходимо рассмотрение самих основ, в т. ч. религиозных как западной, так и восточной культуры, что, безусловно, выходит за рамки данной работы. 7. Выше мы рассмотрели теоретическую возможность существования High Art`а в звукотехнике, но возможно ли практическое создание подобных систем? Возможно, даже при использовании реальных доступных носителей (не пиратских) - CD и виниловых пластинок. Конечно, доступной эту технику назвать трудно, она столь же доступна обычному слушателю как автомобиль Формулы-1 рядовому автолюбителю, но там не менее… Из реально производимой аппаратуры, которую традиционно относят к High End`y, кое-что можно отнести, по крайней мере, к начальному уровню High Art`а. В первую очередь это усилители и акустические системы, в том числе некоторые «классические» модели (надо сказать, что среди старой аппаратуры High Art найти значительно легче, чем среди новых разработок, хотя старые аппараты при этом могут и не удовлетворять нормам Hi-Fi). С источниками сигнала дело обстоит значительно хуже, в первую очередь с цифровыми проигрывателями, где даже цена в десятки и более тысяч долларов не гарантирует принадлежности не только к Высокому, но и просто к искусству. Следует отметить, что High Art в силу особенностей своей природы практически непригоден для массового производства. Хотя начальный уровень и возможно производить небольшими партиями, то производство более высоких уровней возможно лишь в виде индивидуальной авторской работы. Следует предостеречь, что кустарная, «на коленке», работа не приводит к обязательному созданию High Art`y. Продукт индивидуального производства не обязательно является предметом искусства, но другого пути не существует. Конечно, кому-то индивидуальное производство может показаться анахронизмом, но возможно ли массовое производство предметов Высокого Искусства? Да и нужно ли это? Их суть, их назначение не в том, чтобы заполнять сегменты потребительского рынка, служить предметом массового спроса, их назначение, их суть – дополнять, расширять и обогащать индивидуальную человеческую жизнь, быть не мертвой вещью, бездушной и отчужденной от человека, а другом, наделенным своею собственной и неповторимой жизнью и душой. 8. Звукотехника – удивительный вид искусства. В ней, может быть впервые, техника перестает быть только техникой, средством, орудием, становясь искусством, одухотворяясь и очеловечиваясь. Это дает надежду на то, что нынешний мир, мир техники, не будет только миром мертвых вещей, отчужденных от человека и порабощающих его, миром внешним и чуждым ему. В настоящее время, когда, по словам К. Ясперса: «человек заключил планету в сеть своей аппаратуры», очеловечивание техники, внесение духовного начала, возможно, единственный способ заполнения пустоты бытия, тогда когда процесс разбожествления мира уже достиг своего предела, за которым Ничто.
А.И. Олефир Впервые опубликовано в журнале "Салон АВ" в 2003г.
|