Перенос с темы "
Мощные однотакты и концепции их реализации в аудиосистеме ."
вопросов о построении усилителей на звучащих лампах . Выбор ламп и режимов работы. Михаил SM писал(а):Лучше сделать ставку на немецкие пентоды EL12 , AL5 , EL156 в триоде ( вариант -в пентоде или ультралинее ) . Мощности : от 3 ватт до 12 ватт ( ЕЛ156 ) . И всего реальных три каскада . Звук просто чумовой ,если подойти к снаряду со знанием дела. В Твери работает один такой мостадонт ( на ЕЛ156) , который Франц заказывал у меня и потом продал другому человеку ,где он работает с Патрициями 800.
================================================================================
yuri писал(а):Михаил,нашел в Москве человека,который может достать эти лампы(я надеюсь) и много других.Буду думать.А пока закончу эксперименты с отечественными 30П1С и 6П20С.На сегодня моя любимая лампа 6П31С(огромное спасибо А.И.Манакову).Неплоха и 6П13С.Кстати,на ней и слушаю ролики.Будет с чем сравнить и сделать выводы.(шутка)
yuri :
Михаил,что-то мне подсказывает,что очень большой разницы может и не оказаться.Не все зависит от лампы.Возможно схемотехника,концепция построения перевесят.Да а потом,как же два главных компонента системы-акустика помещения и сеть(питание)(шутка).Надо пробовать,но сначала доделать то,что стоит в плане.
yuri писал(а):Неплоха и 6П13С.Кстати,на ней и слушаю ролики.Будет с чем сравнить и сделать выводы.(шутка)
александр шумилов :6п13с,если с керамикой внутри,дает очень породистый звук.
Михаил SM ответил :Можно попробовать лампу 6С41С ,которую рекомендовал в свё время , В. Пузанов . Усилитель на ней хорошо и естественно воспроизводит как классическую музыку ,так и современную ,с большим количеством атак и прочего . Мощность на аноде этой лампы -25ватт и реальный выход - 7ватт при качестве сопоставимом с качеством винтажных 300В ( как написал Пузанов ).
============================================================================================
Юрий писал:
На сегодня моя любимая лампа 6П31С(огромное спасибо А.И.Манакову). Неплоха и 6П13С.Кстати,на ней и слушаю ролики.Будет с чем сравнить и сделать выводы.(шутка).
Николай ответил :Юрий у меня есть ЕЛ36 ТЕСЛА TGL, это аналог нашей 6П31С , если она Вам нравиться, могу Вам подарить несколько ЕЛ36. Евгений Карпов измерил ее как самую линейную в триоде, в сравнении даже с триодами 6н6п и др. статья в ж. Радио есть, по спектрам искажений.
александр шумилов писал(а):6п13с,если с керамикой внутри,дает очень породистый звук.
yuri :
Михаил,не подкалывайте.Есть и 6С41С и 6С33С и 6С18С и 6С4С и 300В,я уже не говорю про 6С19П.Пусть лежат.Мне больше нравятся пентоды в триоде.
yuri : Николай,был бы рад подарку,но как это сделать?Интересно было бы сравнить с 6П31С.
Михаил SM писал : У пентодов в триоде выше 2 гармоника и очень трудно минимизировать 3 -ю. У 6С4С ,к примеру , есть
золотой режим : это нагрузка 3К , когда при выхыде
2,54ватта , 2 гарм. = 3,8% , а
3-я гармоника = 0% , но стоит уйти (для 6с4с) в нагрузку 4к , и уже : 2-я гарм. = 3,1% ( при 2,22ватта ) , а 3-я гарм.= 0,2% . И это очень слышно , особенно на женском вокале , где золотой режим просто сносит своей естественностью подачи .
В итоге теперь у меня два основных усилителя : один -макс. 5 ватт на одноанодной 6В4G и второй - 3 ватта ,на EL12 в триоде.
=======================================================================================
yuri ответил: Михаил,возможно Вы и правы,что надо иметь у себя один однотакт на прямонакале(для сравнения).Но у 6П31С(если не изменяет память) гармоники ниже чем у 6С4С и 300В.Но самое главное-это звук,а он у 6П31С очень хорош(на мой ух).
Николай спросил:Михаил, а почему г-н Сакума Сан применяет 6с4с с 5КОМ нагрузкой?
Михаил SM ответил : На трансформаторах указывают приведённую нагрузку к аноду лампы ,которую мы будем тыкать. Например : 5к - 4, 8 и 16 ом - Тамура для Сакума . В коэффициенте трансформации имеем для 5к : 4ом = 35 : 1 . 8 ом = 25 : 1 и 16 ом = 18 : 1 . Ищем золотой режим : на обмотку 8 ом подключаем 4,9 ом динамик (типовой 6 ом) и получаем : (25 х 25 ) х 4,9 = 3, 06К Т.е. , если теперь пользоваться моим приведённым примером ,то подбирая реальную нагрузку в виде омности динамика ( ов) , можно ,подключившись к любой из обмоток ( 4,8,16 ом) , выйти на оптимальные 3к для 6с4с .
P.S. Указанные на трансформаторах приведенные Zн - параметр ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ . Подкличите к обмотке 4ом ( 35:1 ) - 8ом и получим уже 10К , те-же 8 ом на 16 омную обмотку - получим 2к5 . Короче - маневрируйте ,братцы , и будет Вам оптимум .
==========================================================================================
Михаил SM добавил :Особо не заворачиваться и следовать совету завода производителя : для 6с4с - 2к5 при токе 60ма и Иа= +250в. Для 6с4с режим : 5к - это при токе 45-50ма и Иа = + 360В при Rк = 1,35 к . Сделать один из базовых вариантов и потом подбирать под реальную АС и свои вкусы ( как ув. Франц ).
Николай спросил :Для 2А3 и 2с4с тоже такие же режимы, как и для 6с4с? Т.е 3кОм самый золотой режим, а 5 и 10 и напр.2.5кОм для вокала будут худшими реализациями в случае ШП динамика?
Николай рекомендовал:Можно попробовать лампу 6С41С ,которую рекомендовал в свё время , В. Пузанов .
Тогда лучше попробовать 6с19п, она по измерениям Макарова ВАХ более прямые имеет, чем 6с41с. Интересно бы было, если бы Михаил сделал бы ей "музыкальн" режим, а то только что она токовая, стабилизаторная , "тупая" и в т.п. то был бы очень хороший усилитель и доступный всем, т.к эти лампы широко распространены!
Михаил SM ответил : Если кто парочку 6с19п даст ,то можно и почудить.
С 6с4с всё проще - она на любых нагрузках более 2к5 звучит достойно , но при увеличении анодного напряжения , приведённая нагрузка увеличивается.
Николай обрадовал : Михаил могу штук 20 6с19п передать! Для Ваших экспериментов не жалко и более, т.к. Вы всегда делитесь своими знаниями с простыми людьми!
По 6с4с: при стандартных 250В оптимальна нагрузка 3кОм, а если брать 5кОм, то и анодное увеличивать надо с сеточным смещением, т.е с меньшим анодным током 50мА, т.е при 5кОм нельзя оставлять при стандартных 250В, динамики ШП 8" 3шт, правильно?
Для ЕЛ12 смещение на сетку -12В, Вы имели ввиду пентодное включение, в триоде наверное другое (ведь октальный аналог ЕЛ12, лампа ЕЛ36)?
yuri спросил :
Почему спрашиваю.Продавец сказал,что эту EL12 сложно "раскрыть" и правильно реализовать.Хотелось бы услышать Ваше мнение(и мнение других) по этому поводу.Итак EL12 RFT-что это?
yuri писал(а):Kaudio,Franz,да вы правы EL12 1938года,но осталось 2шт и продавать передумали.Что Вы можете сказать про EL12 RFT 60-70г. 1000руб пара?Стоит пробовать или нет?
Михаил SM ответил :
Слушал RFT EF14 в стекле . Очень достойный уровень , а по тонкому разрешению -не уступающие таким же Телефункен. Всем RFT свойственна ( имхо) некоторая витиеватость , что выражается в менее выраженной энергичности ,чем у ламп от Телефункен. Наверное почерк будет заметен и на EL12 , но за эти деньги .....
Перед реализацией в конкретном изделии (усилителе , к примеру) все лампы равны ,но наши умельцы часто хотят даром ,т.е. на случайной и недорогой комплектации ,поэтому такие сценарии построений точно трудно реализуемы.
Главное ,если хочется аутентичности того времени , это приобрести винтажные или раритетные трансформаторы под EL12 таких фирм , как Сименс, Телефункен ,Грюндиг . Стоят они (пара ) в России - 10- 15т.р. и будут являться гарантом будущего уровня звука и музыкальности.
Михаил SM:Если лампа не музыкальная ,то она и требует ,как правило , супергармонизации . Я последнее время применяю ЕЛ12 Телефункен , ЕЛ6 Филипс и АЛ5 Телефункен. Музыкальные и хороши в проектах . Стоят -100 долл. -1 шт. в Москве олд сток в упаковке . Отдельная тема -панельки к ЕЛ12. Продавцы просят много .
yuri писал(а):Михаил,в смысле поискать что-то другое из EL12?Кто что может посоветовать?А может и не EL12 вовсе?У кого какое мнение?
Евген писал:а почему именно ел12?
если на ней строить усилитель то надо быть готовым к 100-200 баксам за лампу с дальнейшей прогрессией в цене и не факт что можно будет легко найти.
потом лампам уже под 70-80 лет...материалы стареют и это как в плюс так и в минус.Я в своём усилителе стараюсь лишний раз не тревожить лампы,да и сам усилитель тоже.
Это всё касается старых ел12 с металлизированными поясками.
Строить на послевоенных ел12 смысла не вижу,тем более на Рфт,Телам итд,звучат они заметно проще.