!Сразу замечания!
1. В данном вопросе я совершенно не претендую на истину в последней инстанции.
2. Это просто описание методики, которая дает стабильный результат на протяжении ряда лет.
3. Не я автор этой методики, она постепенно проявилась в среде моих коллег по работе, наибольший вклад в нее внес мой друг В.Ю. Плужников, за что ему большое спасибо.
4. Результат нравится не только мне, но и всем, кто слушал. В том числе и уважаемый нами модератор форума, что он и подтвердит, я полагаю, при случае
5. Единожды был проведен слепой тест, в котором участвовал голд-диск уважаемого мной А.М.Лихницкого и копия с него (с диска, конечно))). На моем тракте. «Слухачом» выступал один из наших общих с М.Смирновым друзей: ушей лучше чем у него я не знаю (имя называть не буду, если захочет — сам отпишется))). В слепом тесте ровно в половине прослушиваний предпочтение было отдано копии. т. е. различить копию и оригинал не удалось. В повторном «полуслепом» тесте, когда слушатель знал, что вот я ставлю диск №1, а сейчас №2, а сейчас опять №1 и т. д. оригинал был опознан в одном из дисков.
6. Ясно, что результаты теста в данном случае не могут быть признаны как абсолютный критерий: всегда найдется к чему придраться — тракт слабый, слухач слабый, неверная методика теста и т. д.
НО! После этого эксперимента Я убедился, что качество моих копий достаточно для моего тракта и моего слуха.
7. Если будете проводить слуховые эксперименты — позаботьтесь о слепом тестировании, иначе это означает самому себе морочить голову. Особенно, если Вам кажется, что и так отлично слышно разницу!!!
К делу. Ничего и особенного-то в этом нет.
1. Есть приводы (здесь речь только о комповых!), которые хорошо читают диски, а есть — плохо. Надо выбрать хороший.
2. Грабим EACом, если есть ошибки — пробуем в параноидальном режиме.
3. Файл мы всегда делаем только WAV. Потом для хранения его обрабатываем лосслесс упаковщиком и храним во flac или ape.
4. Запись. Надо выбрать привод, который хорошо пишет (как правило, он не тот, что хорошо читает, но бывают счастливые совпадения). Проверить, на какой скорости он это делает лучше.
5. Писать надо на компе, чтоб между файлом и пишущим приводом не было никаких спдифов.
6. Програма записи — использовали и неру, и еак. Обе хорошо, никаких претензий. Но ЕАС еще правильно учитывает смещение.
7. Болванки — беда. Хорошие работают долго и счастливо. Плохие сразу после записи выдают кучу ошибок. Средние сначала читаются хорошо, а года через два-три уже плохо (((. Лучшее из того, что было — Verbatim Pastel (завод Toiyo Yuden) Х48. И поныне считается, что болванки Toiyo Yuden самые хорошие независимо от фирмы на этикетке. Завод изготовитель показывает и нера и еак. Но за этим надо послеживать, почитывать, много отзывов какие болванки в данный период получше. Потом купить, протестить, а там - что уж получится ((. Поэтому исходники (flac или ape) стараемся не удалять, хранить в архиве. А они, файлы, как известно, не портятся. Сдулась болванка — выбросил и из архива записал новую.
Собственно, все.
Осталось пояснить несколько моментов.
Выбор читалки. Чем больше их под руками, тем лучше. Можно и на отзывы ориентироваться. Мы выбирали из десятка примерно. По неровскому тесту чтения (Nero CD-DVD Speed, закладка качество диска. Не во всех нерах эта утилита работает. В нере 4.51.1 — работает точно). Ставили разные диски, в том числе потертые, смотрели какой драйв дает минимум ошибок. Здесь надо не промахнуться — некоторые хитрые приводы всегда выдают ноль ошибок, то есть просто не показывают их. Эти не годятся. Лучшие приводы на лучших дисках выдают у нас порядка 0- 50 ошибок С1 на диск. Это очень хорошо. Наш выбор долгое время был SonyQ30.
Сейчас — PLEXTOR PX-716A. Очень хорош и на запись и на чтение.
Выбор пишущего привода. Чем больше их под руками, тем лучше. На хорошие болванки на разных приводах пишется один и тот же материал (муз). Потом каждый диск проверяется на нескольких читалках — которые хорошо читают и которые хуже!!. Чей диск лучше читается НА ВСЕХ читалках, та писалка и лучше))). Мы долгое время писали на Ямахе CRV3200UX. Сейчас на плексторе.
Скорость записи мы традиционно используем 4. Хотя, не исключено, что на современных скоростных болванках бОльшая скорость даст лучший результат. Такие исследования нами не проводились.
На нашей ямахе ( и еще на каких-то ямаховских моделях) есть замечательный режим AMQ. Режим записи с удлиненными питами. Такие питы легче читаются, физически они разборчивее для считывания. Но соответственно уже не каждый оригинал влезет на стандартную болванку. В этом режиме на болванку влезает только 68 минут. Аналогичный режим есть на плексторе (они его купили у ямахи), причем выбор плотности задается параметром. Опасность - натыкался на случаи, когда болванки записанные в режиме 70%, просто в каких-то местах не читаются на обычном бытовом приводе. С AMQ такого пока ни разу не было.
Правильные настройки EAC очень важны, можно посмотреть в подробностях
http://eac.h12.ru/ и
http://www.exactaudiocopy.de. Смещение драйвера мы предпочитаем выставлять, посмотреть можно здесь
http://accuraterip.com/driveoffsets.htm