Цитата:
Не воспринимаю его педрильскую витиеватость. Эффектно и красиво, а душа не принимает. Только балет смотрю с удовольствием, но там музыка является просто красивым фоном.
Коробит от таких фраз.Мало ли чего душа не принимает,зачем приписывать это "педрильской витиеватости"?Которой на самом деле и в помине нет в музыке Чайковского.
Есть нотки сентиментальности,болезненной меланхоличности,но все это искренне и открыто.
Я думаю что вопрос греховности творцов и их жизнь нужно вообще вынести за скобки.Как будто другие великие были образцом благочестия.Шуберт заразился сифилисом от проститутки,Бетховен был алкоголиком,Моцарт играл в азартные игры и сквернословил так что письма боялись публиковать,Вагнер был антисемитом и писал чудовищные вещи...
К счастью все эти грехи никак не отражаются на музыке,искусство у перечисленных композиторов двигалось параллельным курсом,слабо пересекаясь с жизнью.
Хочу напомнить тем,кто якобы слышит в музыке Чайковского его пагубную страсть,что Петр Ильич один из самых глубоко религиозных композиторов-с детства он размышлял о религии,о вере,о Боге и писал об этом в своих дневниках.Сохранилось масса писем,в которых Петр Ильич пишет о своем трепетном отношении к службе и к православной церкви.Ну и наконец у Чайковского есть Литургия ,Всенощная и ряд духовных хоров,причем писал он их скорее для себя.
Ну и напоследок слова самого композитора:
Цитата:
В душу мою все больше и больше проникает свет веры... Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде я не умел. Сомнения еще посещают меня; я все еще пытаюсь иногда своим слабым и жалким умом постигнуть непостижимое, но все громче и громче начинает доходить до меня голос божественной правды. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь перед неисповедимою, но несомненною для меня Премудростию Божиею. Я часто со слезами молюсь Ему (где Он, кто Он? я не знаю, но я знаю, что Он есть) и прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня, вразумить меня, а главное, мне сладко говорить Ему: «Господи, да будет воля Твоя» - ибо я знаю, что воля Его святая... Хочу быть смиренным и не считать себя избранником, ибо Бог все Свои творения любит одинаково, но я знаю только, что Бог хранит меня, и нередко я проливаю слезы благодарности за все Его бесконечные милости. Но этого мало. Я хочу приучить себя думать, что если наступают бедствия, то они, в сущности, ведут к благу; я хочу любить Бога всегда – и тогда, когда Он посылает мне счастье, и когда наступят испытания, ибо где-нибудь должно быть то царство вечного счастья, к которому мы тщетно стремимся на земле. Наступит час, когда разрешатся все недоступные нашему уму вопросы и когда мы поймем, почему Бог находит нужным посылать нам испытания. Мне хочется верить, что есть будущая жизнь. Когда хотение обратится в факт, тогда я буду счастлив, насколько счастье на земле возможно