Мистер Х писал(а):
12 лет назад, получив сэмпл AD1853, на нем «тренировался» по части послецапового построения схемы. Сначала собрал по даташиту. Звук был жуткий. Я было подумал, что ЦАП – барахло. Потом, удалялись ОУ, и схема выполнялась на транзисторах, сначала на биполярных, потом полевых (JFET). В последнем случае, ВСЕ ООС были ликвидированы. Так же последовательно падал порядок фильтра, до его полного исчезновения. Появился трансформатор, выполнявший и роль фильтра. Закончилось все прикручиванием 6SN7 (6Н8С), с трансформаторами в сетке и аноде. Так и живет, до сих пор. Думаю, нет смысла, останавливаться на вопросе, что и как звучит.
ОУ делались не для звука, а для аналоговых ЭВМ. Это потом их стали везде пристраивать. Появились, так называемые, звуковые ОУ. И еще, была теория низких искажений. А сделаем ОУ с усилением в миллион, а надо то всего 10 или 20. А потом такую ООС, в 100 дБ шандарахнем, и у нас искажения будут, будут (пять пишем, семь на ум пошло)… -нулей десять после запятой, процентов. Ух… !!! Это, я описываю реальный прибор, ОР27. Звук у него – хочется немедленно выключить.
О ламповом ЦАПе. 6Н8С – мне на ум, тоже сразу пришла, для употребления в ЦАПе. Неплохой, по звуку триод, и двойной (для ЦАПа – это нужно). Конечно, полным экстремизмом, в виде выполнения ЦАПа целиком на лампах, пожалуй не стоит заниматься. То есть, схему управления ключами, выполнить на полупроводниках, но отказавшись от специализированных микросхем целиком. При этом, можно будет разделить цепи питания и уменьшить взаимные помехи. А вот сами ключевые каскады, которые непосредственно и формируют звуковую картину выполнить на лампах. На каждый разряд – два триода. Итого - 32 шт. 6Н8С для 16-бит. Потребление правда, будет – под 200 Вт. Конечно, здесь никакие резистивные матрицы применить не удастся, у ламп приличное внутреннее сопротивление (можно, конечно, 6С33С, опробовать…), да и контролировать его, желания нет.
В общем, идея, давно зреет и уже, вполне созрела. Останавливает, то, что нужны компоненты, стоящие дорого, а на коленке их изготовить, увы, не получается.
Звуковая лампа имеет неоспоримое преимущество , так как работает с чисто электронным модулированным сеткой потоком . Реальные 6SN7 Brimar , имеющие чернённые изнутри колбы , обладают беспрецидентным низким Кг , не превышающим по 2 гармонике 90 дб и это без всяких ООС !
Есть особая группа электровакуумных ламп - нувисторы и советские миниверсий с гибкими под пайку выводами . С ними можно сделать достаточно компактный ЦАП .
Чисто теоретически не стоит сбрасывать со счетов и германиевые транзисторы , которые по многим критериям превосходят традиционные кремниевые .