"ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К СОВЕРШЕНСТВУ Построение акустической системы разумнее начинать с низкочастотного оформления, поэтому корпус является основой будущей системы и определяет внешнюю привлекательность и бытовую функциональность будущей системы не говоря уже о звуке. Выбирая себе колонки, многие любители задаются вопросом, какой тип корпуса лучше, иногда покупая колонки, просят динамик потяжелее, считая, что чем больше и тяжелее диффузор, чем толще подвес и больше ход, тем глубже бас. Есть множество книг с уймой формул, которые громоздятся друг на друга, следуют одна из другой, и порой создаётся впечатление, что кто-то специально запутывает следствие, хотя чаще всего всё написано правильно, тем более, что в конце всегда есть внушительный список используемой литературы, так, что достаточно прочитать пару книжек и нет смысла повторяться. Всё дело в том, что при помощи формул легче обьяснять сложные закономерности, а компьютерные программы пишут для зарабатывания денег или для престижа и рекламы фирмы производителя. Они предназначены скорее для обучения и, если без формул непонятно как решить проблему построения акустики, то и с формулами ничего не выйдет. Задача акустического оформления состоит в согласовании колебаний достаточно жёсткого диффузора с воздухом, у которого плотности почти нет. Есть несколько основных видов и масса комбинаций и промежуточных вариантов. Некоторые из них мы рассмотрим. Открытое акустическое оформление или акустический экран представляет собой такой тип оформления, в котором излучению обеих сторон диффузора ничего не мешает. Точнее они находятся в одинаковых условиях. Это может быть как просто динамик, установленный на подставке, так и динамик установленный в акустический экран, который, в свою очередь может быть плоским или с небольшими боковыми стенками. Основным преимуществом открытых АС является то, что в них не повышается резонансная частота применяемой головки и не ухудшается динамика излучаемых колебаний, и вообще не ухудшаются никакие пораметры в отличии от всех других оформлений. Головку необходимо размещать не симметрично относительно центра экрана, так как при этом на частотной характеристике системы возникает провал из-за акустического короткого замыкания. В настоящее время используется редко из-за непонимания преимуществ ОАО, но в то же время находят применение в автомобилях, где динамик устанавливается на заднюю полку и неплохо работает благодаря небольшому объёму салона. Однако открытое аккустическое оформление имеет неоспоримое преимущество перед любыми другими, в нём полностью исключено отражение звуковых волн от внутренних поверхностей боковых, верхней, нижней и особенно задней стенок, которых у открытого аккустического оформления по понятным причинам нет. Но главное преимущество — это бесконечный объём на который нагружена задняя часть диффузора и соответственно полное отсутствие повышения добротности и увеличения жесткости колебательной системы. Частный случай открытого оформления — корпус с панелью аккустического сопротивления. Представляет собой корпус с небольшими отверстиями или с большими, но затянутыми плотным материалом, который и создаёт то самое сопротивление. Занимает промежуточное положение между АЭ и ЗК, позволяет существенно уменьшить размеры корпуса по сравнению с предыдущей конструкцией, но не способствует появлению баса. Как видно из вышеизложеного выбор акустического оформления непростая задача, которую можно решать только параллельно с выбором параметров динамиков, т. к. даже из самого лучшего динамика можно получить отвратительный звук, если поставить его в неподходящий ящик или неправильно выбрать динамик для шикарного корпуса и остаться у разбитого корыта. Для довершения работ с конструированием акустической системы, для согласования динамических головок необходим правильный выбор конструкции и элементов фильтра, конечно в случае использования многополосных систем. Бесспорным и главное самым лучшим решением является, конечно, широкополосник в открытом акустическом оформлениии. "
|