(Из статьи Dr. Тоm Hodgson'a „Single-ended Amplifiers, Feed back and Horn: some history". Ж. Sound Practices Spring 1994.)
Меня крепко заинтересовала статья J. Roberts'a в SP # 1 об одноактном (SE) усилителе WE91 на триоде 300В. Приведенные "за" и "против" SE в сравнении с двухтактным (РР) заставили меня пересмотреть собственные соображения, почему SE могут звучать лучше. Это касается работы выходной лампы на выходной трансформатор ( ОТ - output transformer) и величины результирующих искажений по напряжению. Причем в наихудшем случае - на самых низких частотах, когда индуктивное сопротивление ОТ минимально.
Я сам являюсь "ламповым чудаком", никогда не испытывавшим музыкального удовлетворения от транзисторного звука, по причине, мною еще не объясненной. Моя приверженность к SE основана прежде всего на том, что тандем выходная лампа + ОТ вероятно линейнее, чем в случае PP. Так как в однотактном усилителе через выходной трансформатор протекает несбалансированный (как в двухтактном) постоянный ток, то сердечник с пластинами из кремнистого железа должен иметь воздушный зазор, дабы избежать насыщения.
Читать всё:
http://musicangel.ru/mess127.htmОт редактора.
Надо сказать, что мне несколько раз доводилось встречать имя д-ра Партриджа в статьях и схемах. В японском ж. MJ Stereotechnic обсуждались достоинства повышающих трансформаторов для МС звукоснимателей и в статье были изображены странной формы трансформаторы с надписью "Partridge". Стоили они огромных денег - 280.000 йен (на 1984 г.), обладали экстраординарными характеристиками и признавались лучшими из всех. Весила пара около 5 кг!
Еще раньше, в 1982 г. мне пришлось столкнуться с комбиком Hiwatt. последователем Marshall. Шикарная 100 Ваттная машина была в то время особо любима Питером Тауншендом (The Who), который таскал ее повсюду на гастроли. Тогда многие из его окружения недоумевали, считая его приверженность Hiwatt'y прямым вызовом знаменитому Marshall'y, мол парень это делает из вредности.
В Питере того времени этот усилитель, конечно, не был собственностью P.Townshend'a и "болел" отсутствием выходных ламп. Квартет тесловских EL-34 я поставил, но обратил внимание на исполинского вида выходной транс. Он был собран из пластин EI, причем узкие перемычки были собраны в пакет и установлены через прокладку Для двухтактного усилителя - странное дело. На трансформаторе имелась надпись "Partridge. Custom Made". Кто такой Partridge я понятия не имел, так как нигде в отечественной литературе его трудов не встречал. Остался лишь вопрос: была ли когда-нибудь у Dr. Partridg'a фирма, продолжавшая производить трансформаторы и после его смерти, либо кто-то давал имя железякам в память о "трансформаторном кудеснике". Кто ответит?
Rа
Вестник А.Р.А. №1