Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 26 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Контрапертурная акустика. Хлопок в две ладони.
СообщениеДобавлено: 22 июл 2013, 10:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 дек 2009, 20:50
Сообщения: 6749
Как то так случилось, что я никогда не слушал контрапертурную акустику. Или слушал и забыл?
А вот наш премьер министр, говорят слушает.


Само слово «контрапертура» дословно означает противостоящие излучающие отверстия (от лат. apertura – отверстие). Понятие апертуры часто применяется в оптике, но в нашем случае, лучше понимать термин как «противостоящие источники звукового возбуждения». Такова архитектура колонок построенных по контрапертурному принципу. Два идентичных динамика соосно расположены друг против друга, и включены синфазно. То есть работают синхронно, без каких либо задержек, фазовых и частотных отличий. Казалось бы, разве подобная конструкция может правильно звучать, ведь динамики не смотрят на слушателя и мешают друг другу? Пора вспоминать физические основы.

Многие знают знаменитый коан из дзен: как звучит хлопок одной ладонью? Не правда ли, создаётся ощущение, что и классическая конструкция колонок реализует изначально логически невыполнимую задачу. И если тибетские философы таким образом тренируют разум, то мы, каждый в своём доме, просто слушаем хлопание одной ладони...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Контрапертурная акустика. Хлопок в две ладони.
СообщениеДобавлено: 22 июл 2013, 10:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 дек 2009, 20:50
Сообщения: 6749
Изображение
«IMG_8392.JPG» на Яндекс.Фотках


Д. А. Медведев: "Здорово, да? Потрясающий звук. Причём именно на классических пластинках, именно на джазе, когда закрываешь глаза, периодически возникает эффект, что ты сидишь в зале. Звук настолько живой."

Комсомольская Правда от 27.03.2008г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Контрапертурная акустика. Хлопок в две ладони.
СообщениеДобавлено: 22 июл 2013, 11:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 дек 2009, 22:50
Сообщения: 3302
Сергей у тебя тоже самое только ладони на расстоянии 3 метра.... 8-)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Контрапертурная акустика. Хлопок в две ладони.
СообщениеДобавлено: 22 июл 2013, 11:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 дек 2009, 20:50
Сообщения: 6749
Откуда мой интерес к контрапертурной акустике?
Смотрим фото из моего жилища-лаборатории.
Только в моем варианте внутренний объем между громкоговорителями представляет собой стабильное и неизменное ядро. И излучающими становятся внешние стороны диффузоров. По правилу геометрии движение энергии ( информации) должно происходить от основания к вершине.
Может ли доставить музыкальное удовольствие потрепанный стандартный громкоговоритель 4А-32 на феррите без акустического оформления?
Может, если их два.

Изображение
«IMG_8389.JPG» на Яндекс.Фотках

Банка справа на полу - это лейденская банка.
Пластинка Рахманинов загораживает диффузор неработающего динамика Feho 12", чтоб не мешал.
Постоянно слышу совет про покраску полов. Отвечаю: это невозможно!!!
Половая доска 1937 года, последний раз красилась лет двадцать пять назад. Кто был у меня, тот помнит незабываемую вибрацию через ноги.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Контрапертурная акустика. Хлопок в две ладони.
СообщениеДобавлено: 22 июл 2013, 11:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 дек 2009, 20:50
Сообщения: 6749
Контрапертурная акустика создаёт звуковое давление, которое всегда физически представляет собою ненаправленный (скалярный) продукт, что часто пугает знатоков. «Как, же быть со стерео, да и отражения от стен комнаты умножатся в разы»,- говорят они. Первое, уж точно не может быть проблемой. В случае стереокомплекта мы имеем два монополя, а работу по преобразованию разностей двух каналов выполняет природа (принцип «Гюйгенса») и ваш мозг. При включении двух каналов не образуется какой-то особой области давления, в которой расположились две точки. Всю работу по локализации источников выполняет наш слуховой аппарат, а уже задача звукорежиссёров «обмануть» уши, применяя смещение фаз, задержки и изменения отношения громкости, чтобы получить необходимые образы. А с отражениями ситуация ещё проще. Дело в том, что направленные акустические системы ни в коей мере не свободны от проблемы отражённого звука, они точно также излучают волны во все стороны, но уже неравномерно. И в так называемой «VIP зоне», мы слышим нормальный сигнал, плюс сильно искажённый отражённый, но ослабленный. Впрочем, его ослабление, настолько незначительно, несмотря на все старания производителей, что особой роли не играет. В результате получается, что даже в не очень хорошей по акустическим параметрам комнате, колонки с круговой направленностью (или ненаправленные) смогут звучать заведомо лучше. Другое дело, что они всё равно не будут звучать хорошо, так как этого им не позволит само помещение, создавая резонансы и другие неприятные эффекты из-за своих архитектурных, конструктивных или иных особенностей. Эта проблема все же лечится изменением параметров комнаты, и колонки здесь совсем не при чем. Кстати, контрапертурная акустика увеличивает «VIP зону», потому что слушателю не нужно напряжённо сидеть ровно в вершине треугольника созданного стереопарой, боясь услышать искаженные сигналы, пришедшие от стен. Равномерное поле «чистого» звука шире, и критичность отражённых волн меньше, потому что хотя бы до стены они шли такие же, как и по направлению к вам, в отличие от колонок классической направленной конструкции. Но что удивительно, контрапертурный принцип позволяет избавиться от ещё одной напасти, которая присуща обычным системам, и раньше считалась практически неразрешимой.

Дело в том, что человеческое ухо особенно чувствительно к эффекту допплеровской интермодуляции. Данный термин, несмотря на свою формулировку, пугающую неподкованного в физике человека, означает довольно простой эффект: фазовые и частотные смещения или колебания звуковой волны из-за движения источника звука. Музыканты и звукорежиссёры знают его под названием «фленжер». А нам, можно просто прислушаться к проезжающей мимо машине или поезду, и отметить, каким образом меняется воспринимаемый звук, например, двигателя. Этот эффект хорошо знаком фанатам моделей летающих самолётов. Когда вы стоите рядом с кругом, по которому летает модель, звук мотора постоянно преображается в зависимости от положения самолёта, но если вы стоите в центре, и сами крутите его, то звук для вас будет одинаков. А обостренную чувствительность человеческого уха к эффекту доплеровской интермодуляции можно объяснить реагированием на опасность в окружающей среде. Мы должны различать не только изменение громкости, тем более оно для расстояния в несколько метров будет не значительным (а вопрос жизни может решить и несколько сантиметров), но и что-то другое, ради моментальной реакции. Выходит, малейшее изменение звука источника моментально обрабатывается нашим мозгом. А теперь представьте себе динамик. Его мембрана очень быстро движется относительно вас. Взад и вперед. Следовательно, звук постоянно подвергается частотным и фазовым искажениям. Между прочим, исход настолько нехорош, что происходит даже гармоническая расстройка ноты. Казалось бы, динамик движется на минимальные расстояния, и этот эффект должен быть незаметен. Но, к сожалению, человеческое ухо, как уже упоминалось выше, настолько чувствительно, что и малейшие изменения играют заметную роль.

Внимание, вопрос! Так каким же образом контрапертурная акустика может избавиться от этого эффекта, в ней же используются такие же двигающиеся динамики? Любопытно, но решение этой проблемы лежало на поверхности. Доплеровская модуляция возникает, когда источник звука приближается или удаляется от слушателя, а в случае вертикальной (или горизонтальной) постановки мембрана динамика не совершает никаких перемещений относительно наших ушей. Также как и держащий в руке струну ведущую к авиамодели «пилот», как человек сидящий в поезде, самолёте или машине не слышит каких-либо изменений в звуке мотора. Источник звука относительно него находится на одном неизменном расстоянии. Дополнительно, два одинаковых, но противоположно направленных движения, компенсируют друг друга. Из этого вытекает и ещё один положительный эффект.

Слушать контрапертурную акустику более комфортно. Нашему мозгу не приходится постоянно обрабатывать поступающий звук, как звук, источником которого является движущийся взад-вперед объект (априорно - опасный по своей сути). Звучание становится, как нынче модно говорить «экологически чистым», сопоставимым со звуками живой природы. Конечно, это не снимает проблемы утомляемости от высокого уровня громкости, но уже не нагружает мозг дополнительной работой. Более того, наше сознание, в какой-то мере, отдыхает, при прослушивании натуральных звуков. Не зря у каждого второго (ну третьего точно) можно найти диски с названиями «Шум моря», «Вечерний лес» и т.п. Такие «композиции» позволяют людям расслабится, отдохнуть, почувствовать себя в безопасности.

http://www.allacoustics.ru/articles_211.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Контрапертурная акустика. Хлопок в две ладони.
СообщениеДобавлено: 22 июл 2013, 11:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 дек 2009, 20:50
Сообщения: 6749
Помните я рассказывал о своей поездке в Стокгольм с целью послушать настоящую (заводского изготовления) винтажную акустику Lowther TP-1 ? Вот тот звук и то, что сейчас делают два 4А-32 очень схожи. По размеру, основательности, уверенности, темпу. Ну может только ручку контрастности немного закрутили, что мне даже нравится.

Изображение
«IMG_8393.JPG» на Яндекс.Фотках
Руками не трогать! Шедевр акустической мысли.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Контрапертурная акустика. Хлопок в две ладони.
СообщениеДобавлено: 22 июл 2013, 11:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 дек 2009, 20:50
Сообщения: 6749
Раз уж разговор зашел про TP-1 Lowther.
В России так до сих пор и нет ни одного экземпляра заводского исполнения?
Только клоны?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Контрапертурная акустика. Хлопок в две ладони.
СообщениеДобавлено: 22 июл 2013, 11:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 дек 2009, 20:50
Сообщения: 6749
urakoff писал(а):
Сергей у тебя тоже самое только ладони на расстоянии 3 метра.... 8-)


Да и ростом я повыше)))


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Контрапертурная акустика. Хлопок в две ладони.
СообщениеДобавлено: 22 июл 2013, 12:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 05 дек 2009, 13:54
Сообщения: 4003
Сергей Ef писал(а):
urakoff писал(а):
Сергей у тебя тоже самое только ладони на расстоянии 3 метра.... 8-)


Да и ростом я повыше)))


Не выше, а длиннее на голову...


Вложения:

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Контрапертурная акустика. Хлопок в две ладони.
СообщениеДобавлено: 22 июл 2013, 12:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 дек 2009, 20:50
Сообщения: 6749
Это Вы, Женя, к чему?
Думаешь, что лишняя голова? Покоя не даёт?
Признавайся! Слушал контрапертурную акустику в Мюнхене, али ещё где?
Если нет, то не в тренде вы!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 26 ]  На страницу 1, 2, 3  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
[ Time : 0.071s | 18 Queries | GZIP : Off ]