Известно, что одно взрослое сосновое дерево вырабатывает не более 2-х литров смолы в год. При этом обязательно учитывается диаметр ствола. Только то дерево годится для добычи смолы, которое достигло 30 см в диаметре. В первый год из такого дерева добывают смолу с восточной стороны ствола, затем - с северной, после этого - с западной и в завершении - с южной стороны. Пятый год - дереву дают отдых и затем 5-летний цикл повторяется снова. С первых дней марта начинается подготовка для сбора смолы: надрез коры деревьев и закрепление ёмкостей. Когда ёмкости наполняются драгоценной смолой к делу подключаются женщины. Они сливают собравшуюся смолу в бочки и отправляют её на дальнейшую переработку. Всего в год происходит не более 5-и сборов, последний - в ноябре. Особое внимание обращают на то, чтобы дать дереву заживить его кору перед зимой. Учёными были исследованы деревья из коры которых добывали смолу ещё до 1-ой Мировой войны и продолжающих расти в наши дни. Дерево, подвергшееся сбору смолы, выделяет особые фитонциды способные уничтожать различные грибки и бактерии, облегчая регенерацию коры. Таким образом, доказано, что смола хвойных деревьев - это не сок, необходимый для жизнедеятельности дерева, а - средство для заживления его ран. Музыканты часто задаются вопросом, какая же канифоль для скрипки, альта, виолончели, контрабаса является лучшей? На этот вопрос нет однозначного ответа. Это зависит, прежде всего, от самого музыканта, от его инструмента, от представления музыканта об идеале звучания, от манеры его игры.
Известно, что качество смолы хвойных пород очень различно и, в среднем, её температура плавления колеблется от 80°до125°С. В зависимости от того, при какой температуре варится канифоль, зависит и градация её твёрдости. Твёрдость же определяет предназначение канифоли для конкретного инструмента - от скрипки до контрабаса. Музыканты подбирают канифоль индивидуально, в соответствии со струнами на которых они играют. Инструментам с жесткими металлическими струнами необходима канифоль, имеющая небольшую силу сцепления. Для инструментов с синтетическими струнами на пластиковой основе требуется канифоль, обладающая средней силой сцепления. Инструментам с жильными струнами необходима канифоль с наибольшей силой сцепления. Таким образом, как правило : - для скрипичного смычка необходима более твердая канифоль; - для альтового смычка подходит канифоль средней твердости; - для виолончельного смычка требуется более мягкая канифоль; - для контрабасового смычка предназначена только самая мягкая и липучая канифоль. Согласно исследованию шведского физика Андерса Аскенфельда о принципе извлечения звука смычком, документально установлено, что период вибрации состоит из двух фаз. В первой фазе смычок охватывает струны и канифоль, нанесённая на волос смычка, разогревается на микроскопическом участке до температуры в 70°- 90°С, плавясь при этом. Вследствие чего, волос смычка теряет на какие-то доли секунды контакт со струнами. В то же время, охладившийся участок наканифоленных волос смычка захватывает струны и следующая фаза возобновляется. Аскенфельд подтверждает свои наблюдения при помощи ультрафиолетовой камеры, показывающей невероятный нагрев смычкового волоса при игре. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что температура окружающей среды оказывает большое влияние на температуру плавления канифоли при игре. Этим объясняется, кроме всего прочего, различие в звучании инструмента в тёплом концертном зале и в холодном помещении.
Качество канифоли зависит от сырья и различных добавок используемых при ее изготовлении. Дешевая канифоль изготавливается из отходов бумажного производства с примесью различных химических добавок: пластификаторов, консервантов и проч., воздействующих не лучшим образом на лаковое покрытие инструмента и здоровье музыканта. В том случае, если все же используется такая, зачастую липучая канифоль, рекомендуется очень экономно ее использовать. В противном случае, как следствие, обеспечены неприятные призвуки при игре и склеивание смычкового волоса. После каждого использования такой канифоли необходимо следить за тем, чтобы места склеивания на ленте смычка были бы убраны и волос был равномерно распределен по всей длине трости смычка ! Такая канифоль способствует звукоизвлечению, но различие с более дорогостоящей канифолью ручного изготовления из натуральной живицы и без вредных химических примесей значительно.
Вложения: |
image.jpg [ 83.42 КБ | Просмотров: 3146 ]
|
|