И рассказ от R.
Приволокли мне тут на ремонт Harman Kardon AVR20 II.
Тяжелый кинотеатральный ящик из 90-х. Честных 4 транзисторных канала, тяжеленный силовик,
еле заметный ток покоя.
Сгорел маленький дежурный трансформатор, так что в порче звуковой сигнатуры прошу меня не винить
.
Сделал, поставил на прогон . Подал сигнал сразу на вход оконечника.
Бегемотный звук слишком всем известен, чтоб его расписывать.
За почти 20 лет существования аппарат не стал играть лучше. Удивительно УСТАЛАЯ подача.
(И как они этого добиваются?) Вот проверочная запись - группа The Style Council, 1984 год-
Cafe Bleu, вещь The Paris Match. Через ламповик очевидно: это атмосфера небольшого кафе - расслабленно, возможно ожидающе. Всяко - не натужно и не отчаянно. AVR20 же подает ее так, будто вокалистка перемыла уже всю посуду в этом кафе, а ей ещё ехать в даунтаун по длинной ветке с неграми. Приятно было обнаружить его бесспорное отставание от моего перепаянного вдоль и поперек лампового китайца Jolida JD202. Но мысль текста не в этом.
Оказалось, что наиболее адекватно через такой усилитель звучат именно современные орущие, яркие, подтянутые к "цифровому нулю" ремастеры. Его слоновая подача оказалась для них взаимно компенсирующим фактором - в общем всё становится вполне себе технически ровно и комфортно,
"уху зацепиться не за что" во всех смыслах. Подобная аппаратура на корню уничтожает возможное любопытство к музыке, не акцентированной на ритме - настолько бледно и невнятно звучит такой
материал, хочется скорее выключить и вернуться к майнстриму.
После чего стало довольно грустно. Очевидно, что мастеринг CD с "нулевых" годов делается под
подобную массовую аппаратуру - класс AB, темброблок на DSP, электронная коммутация. Ещё
громче т. называемые "веб-релизы" - под айпод, затычки, улицу. В этих звуковых фастфудах уже нет
никаких изюминок и вкусняшек - всё жирно, остро, обильно (тут захотелось написать "...и лайяй").
Отлично для тачки - при открытых окнах и трехлитровый двигатель не заглушит тихие места -
их просто нет. Современный мастеринг напоминает равномерную регулярную стряпню Дарьи Донцовой -
все выхолощено, усреднено и предсказуемо. Не нужен ему никакой аппарат дороже 5 тыр руб за компонент. Не удивительно, что потребители этого звука массово стряпают в интернете гэги про "тёплый ламповый звук" и "шизофреников", подбирающих сетевые провода (но двухкиловатные сабы в тачке не вызывают
у них ни малейших сомнений в душевном здоровьи владельца).
По этой же причине я ненавижу современные FM-процессоры. Ладно радио, там специфика, но
почему нам навязывают орущий мастеринг на дисках? Сейчас всякие DSP-приблуды стоят копейки,
так почему бы не вставлять эту быдлообработку прямо в аппараты? По крайней мере, у пользователя
был бы выбор - слушать громко, либо слушать с нюансами. А пока что - люди становятся все более
глухими и невосприимчивыми к любому звуку, кроме громкого. К любым эмоциям, кроме экстремальных.
Мудрость же - она не в экстремизме. Она в хвосте после запятой. От которого мы отказались, забравшись
в цифровую сетку в 16 бит. Да и их-то уже, похоже, многовато. Когда уровень толкается у нуля.