Влезу со своим "пятаком". Прочел серию интереснейших бесед Юлии Латыниной с Вяч. Всев. Ивановым в "Новой газете". Есть там кое-что, касающееся и того разговора, что ты затеял, Сергей. Первое и важное: Вяч. Всев. Иванов: «Она (Вселенная) была бы тем, что описывают естественные науки, то есть разными объектами, которые сейчас регистрируют и изучают наши приборы. Но в ней не было бы, например, красок или запахов — всего того, что с нашей точки зрения составляет красоту. Не хочу цитировать Достоевского, но миру нужна красота, и эта красота возникает, потому что есть разумная жизнь. На более техническом языке я бы сказал так: Вселенной необходим наблюдатель. Это просто научный факт — наблюдатель входит в состав многого из того, что описывает современная наука. А разумный наблюдатель — это и есть человек. И без разумного наблюдателя Вселенная лишилась бы очень существенных своих черт».
Далее речь в беседе шла о той прапрапрабабушке, от которой все мы пошли. Какова она была по представлениям современных ученых: "— Итак, возвращаясь к речи и к прабабушке. — Прабабушка говорила фонемным языком. У нее звуки из ограниченного числа выкриков превратились в элементы слов. Похоже, что этот язык был тоновый, то есть слова в нем различались не только фонемами, но и тонами. Это была система, немножко отличная от наших языков. Думаю, что бабушка очень хорошо пела. — А это еще один вопрос. Как связана речь с музыкой? — Музыка связана с несловесной речью, которая поется по слогам. Вполне может быть, что бабушка пела не только песни, но и существенные высказывания, особенно те, которые надо запомнить, потому что известно, что песня лучше запоминается и сохраняется в правом полушарии при поражении левого доминантного полушария мозга, специализирующегося у правшей на звуковой речи. Человек очень долго излагал знания, накопленные предшествующими поколениями, в стихах, которые пелись. «Веды» пелись. — Грубо говоря, когда человек научился писать, он разучился петь. — Примерно. Когда-то все были, как Паваротти. Мы считаем сейчас уникальными такие способности, которые были у всех. Бабушка умела и петь, и говорить, а мы петь разучились. — Но если прабабушка петь умела, а неандерталец — нет, ведь с гласными у него было плохо, то получается, что у него хуже, чем у человека, обстояло дело с долговременной памятью культуры? — Да, это могло быть одним из главных преимуществ человека — создание внешней памяти. Когда мы поем, это уже ноосфера, вынесенная за пределы нашего организма".
И наконец, Вяч. Всев. Иванов: "- А сны мы видим правым полушарием, и оно занято музыкальным и живописным творчеством. Шнитке говорил, что он после болезни лучше пишет музыку. Говорил он при этом из-за инсульта очень плохо".
Теперь отсебятина. Один умный дядя сказал, что все искусства стремятся стать музыкой. Это чрезвычайно важное наблюдение. Шнитке левое полушарие только мешало выцеживать музыку из пространства. Разум и логика - левое полушарие - по-моему, мешает и нам слышать и воспринимать музыку. Музыка - это звук! И уже только после - это логическое повествование мистических переживаний композитора, записанное с помощью нотных знаков, в назидание потомству. Но музыка прибоя или пение леса, не знакомые с логикой повествования, ничуть не перестают возвышать наши души, да... Вселенная много шире и глубже личности любого из нас, оптом и в розницу. Нуждается ли Вселенная в нашем восприятии ее я, понятно, не знаю. Но уж точно к её дыханию нам стоит прислушиваться, как смиренным ученикам, а не как всезнайкам, моделирующие "шаги судьбы" на геликоне. И еще немаловажное... Вяч. Всев. Иванов: "Есть общие соображения по поводу человеческого мозга, связанные с исследованиями эндорфинов — это группа химических соединений, похожих на морфий и синтезируемых самим мозгом. Они уменьшают боль и рождают чувство удовольствия. Мы не умеем их синтезировать, но мы можем заниматься такой деятельностью, которая стимулирует их появление. И в общем виде все средства стимуляции этих внутренних возможностей мозга связаны с искусством. С тем, что Юрий Кнорозов называл фасцинацией (идея фасцинации — совершенно завораживающая идея. Это идея, грубо говоря, о существовании в коммуникации процессов, не сводимых к информации, но оптимизирующих ее передачу и способных существовать и без информации. — Ю. Л.). Искусство — это все, что завораживает наш мозг. Если мы теряем эту способность к фасцинации, если у нас нет великих поэтов, которых признает все общество, то мы платим за это распространением наркотиков".
Вложения: |
96070475_1294385852_1292490378_15.jpg [ 52.73 КБ | Просмотров: 6151 ]
|
|