Публикую очередное письмо R.
( питанию ЦАП посвящается):
Сегодня - никакого "колдунства". Ибо заметно, как инженерное мышление читателей
автоматически отвергает вольнодумства по отношению к процессам в электронике в корне.
А зря. Зашоренность упрощенными моделями и компьютерными симуляторами привела
к массовому аудио-фастфуду. Никто из конструкторов ведь не портит звук осознанно.
Ниже - "физически легальный" эксперимент, ставящий под сомнение полноту понимания
современного конструирования. Ничего нового, но вдруг для кого-то и открытие...
А именно - рекомендуется шунтирование цепей питания ЦАП бумагомасляными конденсаторами.
Этого вы не найдёте нигде в серийных изделиях, ибо решение бессмысленно, согласно
измеряемым характеристикам конденсаторов и является нонсенсом в современной схемотехнике.
Однако сложно придумать апгрейд дешевле, проще и убедительней для слуха, говорящий нам -
что-то в ней упущено. Или опущено.
Что говорит нам инженер? Если пульсации на линиях питания аналоговых цепей не
видны приборами - волноваться не о чем, питание ОК. Как это достигается - на линии
ставятся широкополосные малошумящие стабилизаторы (Ultra low noise linear regulator),
обычно раздельные по каскадам, благо дешевы. У этих микросхем замечательные характеристики
вплоть до сотни КГц. Вдобавок их выход шунтируется россыпью по плате танталовых и керамических
конденсаторов общей емкостью в несколько сотен мкФ. У этих конденсаторов тоже замечательные импульсные характеристики.
Не сравнить с таковыми у бумагомасляных динозавров. В моделях 90-х годов чаще встречаются электролиты и плёнка
(что тоже даёт свой окрас, но сейчас не об этом).
И по приборам всё чудесно, линия стоит как вкопанная, шум всего порядка десятка микровольт, ESR - десятые доли Ома
в полосе до сотни КГц, колебательного "звона" при бросках потребления нет. Разве она не прекрасна для питания,
говорит инженер, и утверждает решение. И так устроено питание во всей современной аудиоаппаратуре. А что еще
тут добавить?
Так вот, дорогие. Каким-то образом довеска всего 0.5 "некачественных" бумажных микрофарад к сотням танталовых и
керамических меняет комфортность восприятия самым явственным образом. Причем, оживают отнюдь не ВЧ, как можно
было бы предположить при наличии профильного образования или просто практики. Расцветает почему-то середина.
Да и ВЧ будто занимают наконец своё место, а не серебят и не простреливают поверх всего, как обычно в цифре.
(Почему я не применяю их также и в качестве переходных? В моём ЦАПе таковых просто нет.
Что вы на это скажете, господа инженеры? Попробуйте, отлично слышно даже с советскими типами навроде МБГП-3.
Я воздержусь от своих предположений. А то опять потащат на костер. Или в дурку.
R.