urakoff писал(а):
АМД расскажите в какой канал вы включали транзисторный усь а в какой ламповый ? А главное удалось ли вам выявить сигнал "Х" смещающий центр моно сигнала?
Михаил, Вас ВВЕЛО В ЗАБЛУЖДЕНИЕ СЛОВЕЧКО - подобный. Я, в 82-83 гг проводил эксперимент по другой схеме - последовательно прослушивались два стерео усилителя - ламповый и транзисторный на различном звуковом материале. Ручкой громкости для каждого из них устанавливалась максимальную громкость, без слышимых искажений. Громкость устанавливалась один раз и затем оставалась неизменной. Субъективное ощущение громкости при этом была примерно одинаковым, но звуковое давление было совершенно различным., и естественно у транзистора было выше.
Теперь о Вашем эксперименте, да и в целом о подобной методике.. Не все так просто в королевстве Датском. Я все таки поработал в Днепропетровском отделении Госстандарта, в отделе акустических измерений, по этому без экивоков.
1. Поскольку между двумя парами акустических систем всегда существует разброс АЧХ, то настройка уровней правого и левого точно в центр на одном виде сигнала, естественно при идентичных каналах , не означает . что при другом виде сигнала Вы получите тоже положение звукового пятна. Например - настойка на синусоидальном сигнале не означает , что на розовом шуме будет тоже положение , равно как и что настройка на розовом не означает тоже положение на белом. Конечно , можно вычислить допустимый разброс обусловленный именно разбалансом АЧХ, но ни в Вашем случае, ни в эксперименте Лихницкого об это нет ни слова. Тем более следует учитывать , что выходное сопротивление для данного эксперимента, не стремящееся к нулю, по крайней мере у одного из участников внесет существенную лепту в конечный результат.
Для сложных сигналов - музыкальный и импульсных - значительную роль сыграет и различие переходных характеристик разнородных усилительных схем.
Разница в доли дб уже прекрасно воспринимается как смещение пятна.
Это то, что касается метрологии.
2. Далее о субъективном
Если на синусоидальных и простых шумовых сигналах оценка громкости правым и левым ухом с большой степенью достоверности можно считать идентичной, то при использовании сложных, импульсных, то есть музыкальных сигналов это в общем то не так. По крайней мере мои эксперименты свидетельствуют именно об этом. Я думаю что Вы знаете что правое и левое ухо по разному оценивают тембральные и пространственные характеристики звукового сигнала. ПОЭТОМУ СУБЪЕКТИВНАЯ ГРОМКОСТЬ ДЛЯ СЛОЖНЫХ СИГНАЛОВ БУДУТ ЗАВИСЕТЬ И ОТ ФИЗИЧЕСКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ И ОТ ПОПАДАНИЯ СТИМУЛОВ В ОДНУ ЧАСТОТНУЮ ГРУППУ И ОТ СТЕПЕНИ СПЕКТРАЛЬНОЙ ЧИСТОТЫ СОСТАВЛЯЮЩИХ СИГНАЛОВ И ОТ ТОГО ЛЕВОЕ ИЛИ ПРАВОЕ УХО.
Вот такие брат дела, это если кратенько.