Очень интересная книга на мой взгляд
В.П. Морозов «Тайны вокальной речи»
http://files.regentjob.ru/books/vokal/morozov/\\\\\\\Вспомним, как студенты оценивали силу и полетность голоса Таманьо, слушая его с Петровки через слуховые окна Большого театра, «В то время как оркестр, хор, все солисты, кроме самого Таманьо, выстроенные на авансцене, пели полной грудью и играли самое сильно форте, — пишет К. С. Станиславский, — сзади раздалась, полетела, покрыла всех певцов, хор и оркестр одна беспредельная нота, потом другая, третья ... кроме них, ничего не было слышно и не хотелось слышать. Это пел Таманьо»\\\\\\\\\
\\\\\Интересные результаты были получены при исследовании влияния вибрато на полетность. Трудность здесь заключалась в том. что, как известно, на полетность влияет спектр голоса и главным образом высокая певческая форманта. Поэтому сравнение полетностей двух голосов (с вибрато и без вибрато) не может быть еще доказательством влияния вибрато, так как разницу в полетности можно отнести за счет разницы в спектрам этих голосов. Но выход был найден. Опытного музыканта (профессора консерватории) попросили сыграть на виолончели несколько звуков, каждый двумя способоми: 1) с вибрато, 2) без вибрато. Спектральный состав они имели в достаточной степени сходный и различались только по наличию или отсутствию вибрато. При измерении полетности этих пар звуков было установлено, что полетность звука с вибрато в среднем на 2 дб выше, чем полетность без-вибратного звука.
Более обстоятельные и точные опыты рыли проведены при помощи специального прибора для исследования вибрато. Прибор этот дает возможность получить звуки без вибрато, а также имитировать самый различный характер вибрато: произвольно изменять его ритм, частоту, глубину, изучать вибрато интенсивности и вибрато частоты, а также фазовые соотношения между ними и т. д. Эти исследования показали, что звуки с вибрато приятнее на слух и лучше слышатся в шуме, т. е. обладают повышенной помехоустойчивостью.
Разгадку этого явления следует искать опять-таки в свойствах слуха: наш слух более чувствителен к перио дически изменяющимся звукам, чем к «гладким». Аналогично этому глаз более чувствителен к пульсирующему свету, чем к ровному. Недаром поэтому многие светофоры, маяки, сигнальные фонари автомобилей снабжены именно пульсирующими световыми источниками (мигалки). В литературе имеются данные о том, что звуки пульсирующего, прерывистого характера обладают повышенной помехоустойчивостью и слышатся на более далеком расстоянии, чем «гладкие» звуки (Е. Скучик, 1959; Протасов, 1965). Таким образом, пульсации вибрато придают голосу певца, помимо красоты, еще и важнейшие технические свойства — повышенную помехоустойчивость, звучность и полетность («дальнобойность»).\\\\\\\
и еще там много всего интересного