Когда то я интересовался тонармами,перепробовал всякие конструкции,в принципе без разницы какая конструкция тонарма,главное что бы было правильное было сочетание головка-тонарм и все будет хорошо звучать
но производители тонармов пытались всегда сделать универсальные конструкции для пользователей и в итоге делали супернавороченные конструкции.По жидкому демпфированию ,у меня есть журнал "AUDIOCRAFT" этак года 56 ,так вот в нем есть большая статья по выбору тонарма и разбираются разные тонармы,геометрии и длины,про вискоз демпфинг сказано следующее -для владельцев больших коллекций пластинок рекомендуем такие конструкции для прослушивания горбатых пластинок ,которые обычно есть в большом количестве в коллекции,но звук не улучшается,но берегутся дорожки ,так как в момент захода на горб и схода с горба игла алмазная сильно разрушает виниловую массу( а давление тогда было грамм по пять обычно).В общем вискозное демпфирование придумано было в первую очередь для сбережения пластинок. Про общий резонанс тонарма сказано ,что он должен быть в неслышимой человеком области слуха и все.От себя второй этап применения вискозного демпфирования пошел с применением сверхлегких тонармов и голов,когда головка подлетала как на трамплине на горбе особенно на 45 оборотах.У меня были СМЕ 3 и Аудиотехника 1200 ,поигрался с всем этим демпфированием,лопаточками и всегда без демпфирования звук лучше.Второй вариант с маслянным демпфированием у меня были тонармы Аудиоквест и Коетсу,где масло капалось сверху в узел вертикального подшипника ,в конструкцию из двух полусфер а-ля грэй и регулировалось плавно регулировочным кольцом и всегда лучшее звучание было без демпфинга.Какой результат слышим с вискозным демпфированием - в первую очередь-это деградация баса,кажется,что вот он стал четким,плотным ,проработанным ,но когда включаем не эстраду или прочий джаз а например Старкера ,то есть виолончель и тут сразу понятно,тембр с демпфирование настолько
бедный стал и не интерсный
после этого понимаешь что демпфирование чрезвычайно вредная штука,ограничивающая хвосты,послезвучия -важную часть тембральной характеристики.Тереяется легкость и полетность всей струнной группы,ощущение что музыкантов набили в маленькую комнату и они играют но боятся задеть друг друга смычком,после удаления демпфирования -звук становится свободным и радостным,как будто музыканты вырвались и сели свободно ,как надо
И еще представьте ,что тонарм это кантиливер ,а головка - это кристалл и сразу станет ясно ,какая конструкция какого производителя куда движется
Потом по другому относишься к якобы примитивным тонармам Ортофон,ФР или ЕМТ и др -это все выслушенные конструкции,заточенные под определенный набор головок и определенных производителей.