SoundUP.ru
http://forum.soundup.ru/

Hartley-Turner 215 или Волшебный единорог на моем чердачке.
http://forum.soundup.ru/viewtopic.php?f=18&t=1561
Страница 1 из 3

Автор:  Евгений [ 30 авг 2016, 19:37 ]
Заголовок сообщения:  Hartley-Turner 215 или Волшебный единорог на моем чердачке.

Решил и на форуме продублировать материал с Главной страницы. Уж больно задели меня динамики. Вдруг у кого есть дополнительная информация о них? Соображения? Здесь, конечно, проще высказаться.
Но все фотографии можно посмотреть только на Главной.
Если вдруг Вам понадобиться блеснуть в обществе поклонников хай-фая своими познаниями в области…, можете небрежно заявить, что знаете, кто первый применил понятие «высокой точности» к процессу воспроизведения звука. Это был именно что Х.А.Хартли собственной персоной. И сделал он это не красного словца ради.
Послевоенные динамики фирмы, которую он со-товарищи учредил в Англии в 1927 году, определенно стали легендой динамикостроения. С самого начала своего существования компания Hartley Products Corp. заявила о том, что не планирует работать с производителями ширпотреба, но, вооружившись идеями таких господ, как Barker, Voigt и Olson, построит динамик, который будет воспроизводить музыкальные записи максимально близко к оригинальному звучанию их в концертах.
История компании, впрочем, не канула в Лету. Интернет хранит её, и все желающие ознакомиться с иконостасом – флаг в руки.
Меня же воистину волнует динамик, который стал вершиной работы компании. Так называемый Hartley-Turner 215. Притом, его первая и самая сложная по конструкции реинкарнация, выпущенная сразу после войны. По воспоминаниям участников событий конструкция этого чудесного излучателя была готова уже к 1939 году. Но пришла война и его запуск в серию отложили по понятным причинам. Итого работа над этим динамиком велась с 1927 по 1939 годы. Нормально, да…
Чем же, спрашивается, господа занимались все это время?
А занимались они фундаментальными и методичными исследованиями возможностей, которые давали все известные к тому времени способы воспроизведения музыки. Добавлю от себя, что с тех пор возможностей больше не стало. Прошерстив с «мелким бреднем» различные способы и комбинации включения динамиков они пришли к выводу, что ни один из них, по определению, не способен правильно воспроизвести звук музыкальных инструментов. Мотивировки такого умозаключения изложены в текстах, которые я не поленился отсканировать и выложить ниже. Само же умозаключение сводилось к тому, что не комбинации, а только сам-один динамик, но «высокоспециализированнной конструкции» может обеспечить, как они говорили, «максимально возможную степень реализма в музыкальном воспроизведении». То есть, источник звука должен быть един. Ибо разные источники (динамики, твиттера, драйвера и проч.) дают звук разных типов, которые свести в единый результат не представляется возможным.
При этом они понимали, что условия правильного воспроизведения ВЧ и НЧ диапазонов различны. И большой диффузор, необходимый для того, чтобы принять и выдержать энергетику низов, верха не сыграет. Равно как и наоборот.
Они были противниками виззеров, рупоров и кроссоверов (мотивировки – там же). Они говорили, что звук, для того, чтобы он был целокупным, должен приходить из одной точки. Так же как и для слушателя в концертном зале он приходит единым музыкальным образом из одного источника под названием «сцена».
И, решая неразрешимое противоречие по равноубедительному воспроизведению краев диапазона, они придумали «механический кроссовер».
Для чего они вначале выяснили оптимальный размер диффузора, при котором механические искажения самого кулька оптимальны во всех диапазонах, включая и резонансные искажения объема воздуха, заключенного в диффузоре. И они определили этот размер. Он оказался близким к диаметру в девять дюймов.
Дальше они принялись за конструкцию самого диффузора. Они взяли криволинейную форму и разрезали ее по радиальному кольцу там, где высокочастотная зона переходила в низкочастотную. И склеили эти части назад с помощью пластичной массы, оставив тооонкую щель, заполненную гибкой «вставкой» этого клея. Назовем этот разрыв акустической щелью.
И щель эта стала одновременно верхним подвесом для ВЧ части диффузора и нижним подвесом для его НЧ части. Но, главное, щель эта оказалась самым слабым местом всей конструкции. Местом перегиба. Так что, если при НЧ сигнале диффузор двигался вполне синхронно, то при росте частоты входного сигнала его более тяжелая верхняя часть практически останавливалась, давая играть одной только ВЧ зоне. Притом, верхняя часть диффузора имеет еще и отрицательный угол схождения по отношению к нижней. Так что, диффузор как бы немного закрывается, добавляя баса в результирующий звук. Очень изящное решение.
Конечно, при таком подходе необходимо было максимально ослабить самый верхний подвес. Чтобы он минимально участвовал в процессе звукообразования.
И здесь Хартли придумали использовать крупнофактурную мягкую ткань. Притом, они впервые поняли, что, если ее натянуть, как прежде тянули кожу, то барабанный эффект уничтожит все их старания. Поэтому подвес был сделан свободным, с провисом, который обеспечивал движение диффузора по всему маху, вплоть до касания пауком передней кромки магнитной системы, без всякого сопротивления. Впоследствии, кстати, именно Хартли впервые используют тканевую «юбочку» вместо привычного «паука» для нижнего подвеса.
Крепеж верхнего подвеса к «корзине», конечно, безо всякого клея. Только винты.
Дальше – катушка. Она здесь намотана проводом в хлопковой изоляции (похоже, серебром) на гильзе из алюминиевой фольги. Вставлена катушка в диффузор тоже весьма своеобразно. Я, собственно, нигде больше ничего подобного и не видел. Верхняя часть гильзы развальцована краями наружу, и сама гильза опущена в «колодец» горловины диффузора до упора в стенки краями этого развальцованного кольца. И проклеена. Супер!
Относительно «железа» я, пожалуй, не буду вдаваться в подробности, чтобы не утомлять сверх меры. На картинках все видно. «Железо» сделано по высшему разряду. Магнитопроводы ални, сам магнит мощнетский… смотрим картинки.
И, наконец, звук. Я, думаю, что это лучший звук, который мне доводилось слышать у динамиков. Диапазон отработан по высшему разряду. Никаких артефактов, никаких компромиссов. Чуть мягковата, на мой вкус, верхняя середина. Типа, на лирическом вокале кажется, что певица на записи поет малость мимо микрофона. Но это может быть еще и оттого, что клей на стыке диффузоров определенно потерял от времени свою пластичность.
А вообще, я получил просто огромное наслаждение от знакомства с этим уникальным динамиком. Надеюсь, сумел донести его и до вас.

Вложения:




Автор:  Сергей Ef [ 31 авг 2016, 10:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Hartley-Turner 215 или Волшебный единорог на моем чердач

Никогда не слышал, но интуитивно мне очень нравится эта конструкция!

"...источник звука должен быть един. Ибо разные источники (динамики, твиттера, драйвера и проч.) дают звук разных типов, которые свести в единый результат не представляется возможным..."

Автор:  Сергей Ef [ 31 авг 2016, 10:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Hartley-Turner 215 или Волшебный единорог на моем чердач

Послушал ролики, он прекрасен, звук Hartley!
Хочу!!

https://youtu.be/jbLprIdrf1w

Автор:  Евгений [ 31 авг 2016, 11:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Hartley-Turner 215 или Волшебный единорог на моем чердач

Расписание электричек прислать? :P

Вложения:


Автор:  Сергей Ef [ 31 авг 2016, 14:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Hartley-Turner 215 или Волшебный единорог на моем чердач

Электричек в Англию? :)
На ебей ближе

Вложения:


Автор:  Евгений [ 31 авг 2016, 17:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Hartley-Turner 215 или Волшебный единорог на моем чердач

За морем телушка... Пересылку посмотри. :?

Автор:  amd [ 01 сен 2016, 19:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Hartley-Turner 215 или Волшебный единорог на моем чердач

Соединение через гибкую связь - очень удобная штука. Это механический фильтр высокого порядка с помощью которого можно очень удобно отсечь частоты на которых например диффузор начинает акустически шуметь при импульсном возбуждении, или обеспечить разделение полос. У нас в последних моделях схожая метода используется. Хотя конечно, использовать подобное посреди диффузора это класс.

Автор:  Евгений [ 01 сен 2016, 20:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Hartley-Turner 215 или Волшебный единорог на моем чердач

Я бы сказал от себя, что не встречал помимо этого динамика, конструкции настолько комплексно продуманной. Настолько сложно организованной интеллектуально и исполненной изящно. Словом, я кайфую от нашей встречи!

Вложения:


Автор:  amd [ 01 сен 2016, 22:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Hartley-Turner 215 или Волшебный единорог на моем чердач

А какая у него полоса?

Автор:  Евгений [ 01 сен 2016, 23:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Hartley-Turner 215 или Волшебный единорог на моем чердач

На Главной странице выложено много картинок, amd. Там, в частности, есть и графики и описания. В проспектах. Пишут, что от 1 до 18000Гц играет вообще без резонансов.
Я, понаслушавшись за свою жизнь всякого хлама с умопомрачительными техническими характеристиками, отношусь к этому теперь немножко равнодушно…

Страница 1 из 3 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/