По телеканалу Культура, несколько раз показывали передачу, в которой известная оперная певица, комментировала выступления финалистов конкурса имени П.И. Чайковского, за всю его историю. Принцип передачи простой, она делится своими воспоминаниями об этом событии, немного рассказывает о дальнейшей судьбе финалиста, затем идет видеозапись выступления, затем точно так же про следующий конкурс. Я к чему это рассказываю, не конкурсу и не к конкурсантам, а совсем к другому. В рамках одной передачи, обозревали три четыре конкурса, а поскольку интервал проведения конкурсов (если я правильно помню) два года, то получается, что в одной передаче охватывали период 8-12 лет. Вот теперь подходим к главному. На примере этого цикла передач, стало возможным совершенно объективно оценить, как изменялась звукозапись классической музыки, за последние тридцать лет. Вот первоначальный период, мы слышим все тонкости голоса исполнителя, но почти не слышим зал, второй период (золотой) слышно всё, и исполнителя, и оркестр и тончайшую реакцию зала, слышно абсолютно всё! Ты ощущаешь себя там, в зале! Третий период, (подкомпрессионный), запись начинают компрессировать, ещё не сильно, но уже достаточно, что бы она стала не интересной. То есть специалистов способных управлять балансом живой записи классической музыки, к тому моменту видимо уже не стало. Ну наконец четвёртый период, завершающий, слышно всё, кроме музыки, ни каких, сколько-нибудь заметных эмоций запись не вызывает. Обращаю, ваше внимание, что все записи были живые, это конкурс! И исполнители выкладывались на все 100%! А вот всё, начиная от микрофона по мере технократизации эпохи, всё меньше и меньше справлялось с совершенно рядовой задачей, дать возможность желающим получить достоверную информацию о происходящем событии. И это на фоне того, что вроде бы каждая смена поколений аппаратуры должна была с этой задачей справляться всё лучше и лучше. В завершение темы. Является ли конкурс имени П.И. Чайковского культурным событием? Несомненно является! Является ли исполнение лауреата первой премии, событием представляющим собой ценность, достойной для сохранения и ознакомления широкой публики? Является! А сохраняется ли оно для потомков, в том виде, который способен вызвать у них адекватные исполнению эмоциональную реакции? Вынужден признать, что данное условие выполняется не всегда. А что это означает? А буквально это означает, следующее - мы медленно, но верно утрачиваем значительную часть своей культуры, получая вместо неё мёртвый слепок. Что типа посмертной маски культурного события. Нечто очень похожее на приведённого Михаилом СМ, персонажа - 3Д Майкла Джексона. Музыка звучит, Майкл Джексон танцует, ни каких эмоций данное событие не вызывает. Но все ознакомлены.
|