Английские "пекари" в динамикостроении сделали весьма немало. Не раз и не два их "двенашки" проходили через мой чердачек. И всегда поражали меня индивидуальностями своих характеров. Они всегда звучали очень и очень по-своему. После я где-то прочел, что инженеры этой компании ставили перед собой задачу воспроизвести именно полный спектр звучания источника. Для этого они, в частности, много работали с диффузорами. Не боялись сложных, порой составных конструкций конусов. Фокус в том, что конические диффузоры не играют автоматически весь диапазон. Поэтому приходится выбирать, что приглушить, что подсветить, варьируя форму... Все это, впрочем были, как сказано, "двенашки", которые по большей части использовались в радиоприемниках. И вот, хвастаюсь, на моем рабочем столе впервые появилась "пятнашка" производства этой весьма примечательной компании. Про нее и речь...
Сложные чувства появляются здесь не случайно. Судя по конструкции динамика, мы имеем дело с низкочастотником: пятнадцать дюймов, большая катушка с внушительной (12,6 Ом) намоткой, заглушенный "пятак" - промазанный звукопоглащающей мастикой стык катушки с диффузором и плотный пылезащитный купол. Все это признаки низкочастотных динамиков той поры, когда вуферов с трехдюймовыми катушками еще не делали, за ненадобностью. Но...
Но вот дальше все совершенно не соответствует заявке. Раньше всего, толщина диффузора нашего виз-а-ви ничтожна для его низкочастотного внешнего вида. Конечно, диффузор "стянут" ребрами жесткости в виде гакатки из радиальных колец, но этого определенно мало. То есть это работает в случае если у нас облегчен верхний подвес. И-таки, действительно, верхний подвес здесь тканевый, очень легкий и прозрачный.
На этом, впрочем, чудеса здесь не кончаются. Диффузор в динамике составной. Внутренняя, коротко-высокочастотная, его часть имеет более частый шаг колец, нежели внешняя. При одинаковой толщине диффузора внутренняя часть при таком подходе оказывается более жесткой, что соответствует традиционному подходу. Кроме того, на стыке диффузоров, идущих под разным градусом наклона, мы получаем еще одно, весьма действенное ребро жесткости. Но... здесь опять не обходится без чудес, поскольку внешний конус, вопреки правилам не раскрывает диффузор, имея больший угол наклона к вертикали, а наоборот закрывает его. И что совсем чудесно, так это то, что завершает всю эту конструкцию весьма массивное алюминиевое кольцо, накрывающее полностью верхний подвес, притом не касаясь его.
Зачем все это? Существует традиционное представление о расхождении волн из кулька диффузора. Оно имеет название "фонтан". То есть волны расходятся на манер водяных струй фонтана. В классической книжке Абрахама Коэна это нарисовано следующим образом:
Думаю, что фокус, затеянный здесь, сводился к тому, чтобы увеличить артикуляцию звука в НЧ диапазоне. Не секрет, что именно верхний подвес отвечает за формирование глубины этой части спектра в динамике. Но толщина и жесткость верхнего подвеса не беспредельны. Кроме того, увеличение толщины и жесткости подвеса хотя и снижает предел звучания излучателя, но при этом сильно "тупит" результат. Barker, судя по всему, попробовал взять тонкий диффузор и одновременно облегчить верхний подвес, добавив воздуха по НЧ, а неизбежную потерю глубины звучания низких частот попытался компенсировать тем, что направил движение "струй фонтана" в обратную сторону. И, нужно сказать, получилось весьма занятно. Верхнее же кольцо здесь используется на манер речных порогов, создающих дополнительный рельеф. Оно, к слову изнутри отфрезеровано полукругом, что лишний раз указывает, что речь идет не о создании препятствий на пути естественного течения волно, но именно о плавном изменении этого течения. Так, например, включив в противофазе к основному источнику маленький НЧ-динамик, можно ощутимо усилить рельеф звучания. Не бесплатно, правда... Плюс, само собой, кольцо отсекает от слушателя прямое излучение верхнего подвеса. А оно довольно заметно в звуке. Вот как звучит наш с вами динамик с верхним кольцом и без.
Заголовок сообщения: Re: Baker's Selhurst Radio Speaker 15".
Добавлено: 17 янв 2015, 15:44
Зарегистрирован: 10 май 2011, 18:26 Сообщения: 633
Евгений писал(а):
Но... здесь опять не обходится без чудес, поскольку внешний конус, вопреки правилам не раскрывает диффузор, имея больший угол наклона к вертикали, а наоборот закрывает его. И что совсем чудесно, так это то, что завершает всю эту конструкцию весьма массивное алюминиевое кольцо, накрывающее полностью верхний подвес, притом не касаясь его.
Я сталкивался с диффузором вогнутой конструкции - в нем отлично стыкуется бас и середина, что мы и слышим у Вашего английского питомца, да и кольцо над подвесом также работает на этот эффект.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения