Не так сложно сконструировать платформу на одном конце трубки, а к другому ее концу прикрепить головку, установить подшипник, надеть противовес, балансирующий конструкцию, и назвать все это тонармом. Он будет работать, но отличие такой конструкции от дорогого тонарма будет не меньше, чем разница между Фордом модели Т и новым Феррари. Здесь трубуется глубокое понимание физических законов. Помимо основной задачи – обеспечить точное следование иглы канавке записи пластинки, тонарм должен в значительной степени контролировать поведение самой головки, которая склонна к вибрациям в такт с иглой и иглодержателем. Когда игла и иглодержатель колеблются, кинетическая энергия их колебаний через корпус головки передается на тонарм. Поскольку сила воздействия всегда равна силе противодействия, тонарм реагирует резонансными колебаниями в подшипниках. Музыкальный сигнал генерируется благодаря колебаниям иглодержателя относительно катушек и магнитов головки. Чем крепче головка закреплена на тонарме, тем больше кинетической энергии будет передаваться на тонарм и интенсивнее будут его вибрации. В идеальном случае корпус головки должен жестко крепиться к тяжелой механической конструкции, чтобы полезный сигнал формировался только колебаниями иглы в канавке. Однако идеальных систем не бывает. Трубка тонарма движется на шарнирах и поэтому всегда в той или иной степени вибрирует, реагируя на колебания иглы. И эти вторичные колебания, не имеющие к музыке отношения, подмешиваются в сигнал, искажая его форму. Иными словами, сигнал, подаваемый на вход усилителя, является результатом сложения музыки и чужеродных вибраций. Исходящих от тонарма. Это порождает окрашивание, приводит к частичной деградации музыкальной информации. Подчеркиваются одни частоты и сглаживаются другие, смазываются моменты окончания отдельных нот. Деликатные нюансы в среднем диапазоне исчезают, верх становится жестким, а бас либо ослабляется, либо, наоборот, слишком выделяется. Ухудшается также локализация образов в пространстве, динамические контрасты теряют скорость, звуковая сцена теряет глубину и становится плоской. Значит, тонарм должен проектироваться таким образом, чтобы не вносить в сигнал ничего постороннего. Или, иными словами, это должен быть «атонарм»! При разработке тонармов тщательно оптимизируется множество очень важных параметров, таких, как угол захода иглы, внутренняя разводка, конструкция подшипников и противовеса и т.д. Все это безусловно вносит свой вклад в качество звука, но не такой значительный. Это скорее методы доводки, которые имеют смысл только при условии правильности фундаментальных решений. Гораздо важнее жесткость структуры тонарма, которая должна ограничивать колебания и блокировать резонансы. Иными словами, устранять нежелательные вибрации различных частей тонарма и контролировать внешние воздействия на тонарм. Энергия не может просто исчезнуть, она всегда должна куда-то уходить, и для этого она выбирает наиболее прямой путь. В случае с тонармом она должна поглощаться корпусом проигрывателя. Это означает, что вся механическая энергия должна проходить по тонарму от головки и до подшипников. Чтобы достичь высокой торсионной жесткости и сопротивляемости к изгибам, необходимо увеличивать площадь поверхности трубки тонарма от головки до подшипников. Чтобы обеспечить контроль движений поворотных тонарма на подшипниках на низких частотах, тонармы Helius демпфируются с помощью дифференциальных масс. Редко принимается в расчет тот факт, что канавки виниловых дисков нарезаются под углом в 45° относительно плоскостей подшипников, следовательно, движения иглы не являются строго вертикальными или горизонтальными, хотя сами подшипники реагируют на них в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Благодаря правильно выбранному различию резонансных частот по горизонтальному и вертикальному направлениям головка приобретает непреодолимое инерционное сопротивление. Относительно головки эффективная масса тонарма оказывается значительно выше, чем на самом деле, и в результате ее движения головки и тонарма теряют согласованность. В динамике такая конструкция ведет себя как жесткая платформа, фиксирующая головку и не совершающая колебаний, которые окрашивают звук. Таким образом, тонарм – это в последнюю очередь трубка с головкой на одном конце и противовесом на другой!
_________________ http://franzussr.blogspot.ru/
|